Верховная Рада проголосовала за принятие в первом чтении законопроекта №5132 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году” с правками, которые предполагают перенос розничного акциза в основную ставку. “За” проголосовали 229 народных депутатов. Также нардепы поддержали предложение спикера о рассмотрении законопроекта во втором чтении по сокращенной процедуре, что позволит вынести его на голосование в 2016 г.
Согласно проекту документа, с 1 апреля 2017 г. вводятся новые ставки акциза на бензин в 213,5 евро/1000 л (в 2016 г. и в I квартале 2017 г. – 171 евро/1000 л), на сжиженный газ – 52 евро/1000 л (сегодня – 31 евро). Акциз на дизельное топливо предлагается установить с 1 января по 31 марта 2017 г. в 125 евро/1000 л, с 1 апреля 2017 года – 139,5 евро (в 2016 г. – 97-125 евро). Повышение ставок связано с переносом сбора с розничной реализации подакцизных товаров в основную ставку. Соответствующая инициатива была внесена по предложению Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики и согласованию с Кабмином. По сообщению комитета, Кабмин до 1 апреля 2017 г. разработает механизм распределения средств от основного акциза местным бюджетам на уровне не ниже, чем они получили в 2016 г.
Налоговый комитет ВР принял решение о внесении в правительственный законопроект предложения об отмене розничного акциза 23 ноября. На таком решении настояла глава комитета Нина Южанина, заявив, что вследствие реформы этого акциза местные бюджеты получат на 2 млрд. грн. больше средств за счет лучшего администрирования базового налога. На протяжении длительного периода основным оппонентом этой реформы выступали заместитель министра финансов Евгений Капинус, а также Ассоциация городов Украины. На финальном этапе обсуждения в комитете ВР представитель Минфина подтвердил реалистичность механизма “расщепления” акциза по местным бюджетам, используя базу данных ГФС об объемах продаж нефтепродуктов на АЗС. Не исключено, что в конечном итоге правительство разработает свой алгоритм расчетов с местными бюджетами.
Сбор с розничного оборота подакцизных товаров в размере 5% от цены реализации был введен в 2015 г. по инициативе Минфина без необходимых предварительных консультаций. В связи с несовершенством формулировок, а впоследствии и неспособностью ГФС эффективно администрировать уплату розничного акциза, на топливном рынке сформировался растущий теневой сегмент, что привело к массовому появлению нелегальных АЗС и АГЗС и резкому спаду объемов уплаты этого налога. По оценкам Ассоциации ООРНУ, в 2016 г. недобор розничного акциза составит около 1,7 млрд. грн, в 2017 г. – более 2 млрд. грн. Ассоциация инициировала реформу розничного акциза путем его ликвидации с одновременным переносом его ставки (4,2 евроцента/л) в базовый акциз, уплачиваемый на таможне и в местах производства. В дальнейшем этот дополнительно собранный акциз предлагается распределять по местным бюджетам на основе данных кассовых аппаратов на АЗС об объемах реализации нефтепродуктов. Эта база ведется Государственной фискальной службой Украины. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)