Бессменный поставщик легковых шин на “АвтоВАЗ” ПАО “Нижнекамскшина”, похоже, окончательно расстается с “патриархом” самых массовых народных автомобилей: на выставленные им условия по первичной комплектации Lada и Vesta автозавод ответил молчанием, что расценивается как вежливый отказ. Как стало известно, ТД “Кама”, отвечающий за сбыт нижнекамских шин, перебросил их на комплектацию продукции Ульяновского автомобильного завода, заключив контракт на весь 2017 г.
30 декабря 2016 г. истек дедлайн по подписанию годичного контракта на поставку легковых шин “Кама-Евро” для комплектации модификаций Lada Kalina и Vesta общей оценочной стоимостью до 3 млрд. руб. “Мы направили свой пакет предложений руководству “АвтоВАЗа” по условиям первичной комплектации собираемых на конвейере автомобилей, но “АвтоВАЗ” пока молчит, – рассказали в руководстве ТД “Кама”. – Безусловно, мы настроены на продолжение многолетнего сотрудничества с крупнейшим российским автопроизводителем, но только на взаимовыгодных условиях”.
По словам топ-менеджера, с самого начала переговоры проходили достаточно сложно, т. к. автопроизводитель поставил шинников в заведомо невыгодную позицию, заложив в “формулу цены” поквартальный пересмотр стоимостных параметров, который фактически грозит обернуться понижением цены. “Если у иностранных локализованных автозаводов прозрачная формула ценообразования, привязанная к биржевым маркерам, то российские производители настойчиво хотят “влезть” в нашу себестоимость. Начинается, образно говоря, спор цифр, переговорный процесс затягивается”, – объясняет он. Впрочем, в управляющей компании понимают, что рассчитывать на щедрость в закупках автопроизводителей не приходится. “АвтоВАЗ”, как и большинство российских автозаводов, на протяжении 2014-2016 гг. постоянно сокращал объем выпуска. О какой доходности для шинников можно говорить”, – не удивляется он. Таким образом, долгое молчание расценивается в компании как вежливый отказ, но все-таки оставляет 0,001% шанса на подписание. Пресс-служба “АвтоВАЗа” отреагировала молниеносно. “АвтоВАЗ” не комментирует переговорные процессы до принятия окончательных решений”, – ответил Артем Манохин из пресс-центра компании.
Впрочем, исход переговоров был ожидаем. Еще в ноябре гендиректор “Татнефти” Наиль Маганов, объясняя падение производства легковых шин (-11% к уровню предыдущего года) на фоне роста выпуска грузовых (+23%), легкогрузовых (+36%) и автобусных шин (+53), предупредил президента РТ Рустама Минниханова, что нижнекамские шинники близки к разрыву договорных отношений с “АвтоВАЗом”. “По легковым шинам прекратили поставлять на комплектацию, – сказал он, имея в виду “АвтоВАЗ”. – Но с точки зрения денег это дало только прирост”, – заверил он президента, уточнив, что гораздо прибыльнее продавать шины на открытом (вторичном) рынке через сеть дистрибуторов.
“Снижение поставок на комплектацию обусловлено задачей повышения эффективности НХК ПАО “Татнефть”, – говорится в отчете компании. И. о. директора УК “Татнефть-Нефтехим” А. Сорокожердьев сообщил, что по итогам 10 месяцев 2016 г. объемы поставок на комплектацию автозаводов сократились на 43%. Таким образом, только 20% от общего выпуска шин пойдет на автозаводы.
Однако уход нижнекамских шинников с “АвтоВАЗа” связан не только с общим падением продаж автомобилей на российском рынке. 2012 г. стал пиковым по объему поставок шин автозаводам: продажи составили 3,6 млн. шин. С 2013 г. объемы поставок шин на комплектацию сократились в 3 раза, что привело к сокращению доли ООО “ТД “Кама” в обеспечении автошинами основных автопроизводителей (КамАЗ, АвтоВАЗ, УАЗ, ПАЗ) за счет более низких цен конкурентов, рассказали в сбытовой компании ТД “Кама”. Тогда как в лучшие времена “Нижнекамскшина” закрывала почти 60% потребностей автозавода, отгружая в Самару до 2 млн. штук автопокрышек в год. По иронии судьбы, именно в 2013 г. “Ростех” пустил два собственных шинных завода по технологии Pirelli. Как сообщил представитель компании Pirelli Андрей Ершов, сегодня шинный дивизион “Ростеха” обеспечивает 25% потребностей всего автопрома, что составляет почти 5 млн. штук.
Уйдя с “АвтоВАЗа”, нижнекамские шинники вернулись на Ульяновский автомобильный завод, входящий в группу “Соллерс”. Как сообщил коммерческий директор ТД “Кама” Андрей Бутон, недавно с этим заводом подписан контракт на комплектацию отдельных модификаций “УАЗа”. “Это важное и радостное событие, т. к. в прошлом году из-за ценового позиционирования нам пришлось уйти оттуда”, – рассказал он. По его словам, удачно сложились договорные отношения на поставку шин для локализованных автосборочных производств Ford в Набережных Челнах и Елабуге. По его оценке, их доля в комплектации автозаводов составит примерно 10-15%. Бутон не назвал общую стоимость контрактов с “Соллерс”, по оценкам экспертов, она может составить до 2 млрд. руб. По словам Андрея Бутона, под эти контракты сейчас запускается производство шин на I квартал 2017 г. Насколько разнозначную замену “АвтоВАЗу” нашли шинники – трудно сказать. В 2015 г. “АвтоВАЗ” произвел чуть более 500 тыс. машин, а «УАЗ» реализовал почти 50 тыс. внедорожников, но вкупе с Ford показатель все равно отстает от вазовских оборотов.
Оптимистично выглядит ситуация с грузовыми шинами. 80% потребностей КамАЗа будут закрываться поставками с Нижнекамского завода ЦМК-шин, сообщил Андрей Бутон. Это свидетельствует об урегулировании взаимоотношений “Татнефти” и КамАЗа, ведь много лет назад руководство “Татнефти” не раз упрекало гендиректора автозавода в том, что он буквально заставил построить их новый шинный комплекс, но потом покупал шины у других производителей.
“Мы все равно закладываем в бизнес-план определенные объемы на первичную комплектацию, т. к. это подтверждение качества нашей продукции для потребителя. Это раз. Второе – возможность развивать ассортимент и новые модели шин по новым стандартам, прежде всего европейским”, – сказал он. (novoteka.ru/Химия Украины и мира)