Подконтрольный Газпромбанку “Криогаз” начал поставлять СПГ эстонскому энергоконцерну Eesti Gaas для бункеровки судов в Европе. Первый пассажирский паром, заправленный российским СПГ, отправился 29 января из Талина в Хельсинки. Как рассказал гендиректор “Криогаза” Ричард Рудницки, компания планирует начать продавать СПГ в Германию, Чехию и Польшу, переговоры также ведутся с Латвией и Литвой.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов с 2015 г. ограничила в регионах особого контроля, к которым относится Балтийское море, выбросы серы (SECA) в судовом топливе на 90% до 0,1%. Первый в мире пассажирский паром Viking Grace на СПГ начал курсировать в январе 2013 г. между Финляндией и Швецией.
Первый в Эстонии паром на СПГ Megastar длиной 212 м, вмещающий 2800 пассажиров и 800 автомобилей, отправился из Талина в Хельсинки 29 января. Судно идет из Талина в Хельсинки 2 часа со скоростью 27 узлов, сообщил представитель судовой компании Tallink в ходе презентации.
“Криогаз”, который покупает природный газ у “Газпрома”, а поставки в Эстонию осуществляет со своего завода СПГ в Пскове через “Газпром экспорт”, производит 23 тыс. т СПГ в год, паром будет потреблять 25 тыс. т/год.
По информации генерального директора Eesti Gaas Маркуса Каасика, Эстония сейчас закупает 20 тыс. т российского СПГ у “Криогаза”, но в перспективе хочет увеличить его закупки, если сочтет выгодной логистику поставок. Оставшиеся объемы СПГ Eesti Gaаs пока докупает в Финляндии. Топливо для судов – это малотоннажный СПГ, предназначенный для бункеровки и замороженный до температуры минус 162°С. Это более экологически чистое топливо, чем дизель, оно дешевле примерно на 20%, рассказал Рудницки. Употребление СПГ позволяет выполнять европейские нормы по низкому количеству выбросов в воздух и по количеству серы в топливе. Каасик также сообщил, что эстонская компания покупает у “Газпрома” 500 млн. куб. м природного газа по контракту на 3 года (он завершается в 2018 г.), а небольшие объемы природного газа закупает на свободном рынке и аукционах “Газпрома”.
Для производства 23 тыс. т СПГ в год на заводе “Криогаза” в Пскове требуются 35 млн. куб. м обычного природного газа. Как объяснил коммерческий директор “Криогаза” Андрей Котов, до 40% этого газа покупается на бирже СПбМТСБ, так как это дешевле, чем по долгосрочным контрактам “Газпрома”.
Завод в Пскове по производству малотоннажного СПГ стоимостью 800 млн. руб. “Криогаз” пустил в мае 2016 г. По словам Котова, 90% продукции продается в Эстонию, около 2 тыс. т/год покупает польская “дочка” “Криогаза” Kriogas Marketing & Trading Poland для продажи местным потребителям, а небольшое количество СПГ зарезервировано для нужд российских потребителей с перспективой перевода котельных Псковской области с мазута на газ. Котов уточнил, что в перспективе поставки газа в Польшу будут расширяться после ввода других заводов компании и газ будет продаваться промышленным потребителям – предприятиям пищевой промышленности, сельского хозяйства и т. д. Тогда российский СПГ будет полноценным конкурентом СПГ, закупаемого в других странах через польский терминал в Свиноустье.
Кроме комплекса в Пскове “Криогаз” владеет заводом СПГ в Кингисеппе мощностью 9 тыс. т/год, а в ближайшие годы планирует ввод в эксплуатацию новых объектов: это завод в Калининграде мощностью 150 тыс. т/год (ввод в эксплуатацию первой очереди в 2017 г.), СПГ-терминал в Высоцке мощностью 660 тыс. т/год и стоимостью 65 млрд. руб. (ввод в эксплуатацию в 2018 г.), завод в Петрозаводске мощностью 150 тыс. т/год (ввод в эксплуатацию в 2018-2019 гг.). По словам коммерческого директора “Криогаза”, вся первая очередь завода в Калининграде уже законтрактована.
Как сообщил директор департамента нефтегазовых проектов Газпромбанка Владимир Смелов, банк кредитует 100%-ную “дочку” “Криогаз” на общих условиях: кредиты в рублях и валюте на развитие и закупку оборудования выдаются под 10-14% годовых на 7-10 лет. (RBC Daily/Химия Украины и мира)