“Газпром” вопреки поручению президента отказался продавать газ проектируемому заводу “Роснефти” на Дальнем Востоке. Монополия считает, что у “Роснефти” там достаточно собственного газа, а “Газпрому” не хватает топлива для региона и экспортных проектов
Газ раздора. Убедить “Газпром” поставлять газ на будущий Восточный нефтехимический комплекс (ВНХК) “Роснефти” не смогло даже поручение президента Владимира Путина в декабре 2016 г. Отказывая “Роснефти”, монополия ссылается на наличие у нефтегазовой компании собственного газа на Сахалине, следует из письма, направленного 8 февраля зампредправления газовой монополии Валерием Голубевым министру энергетики Александру Новаку. Пресс-секретарь “Роснефти” Михаил Леонтьев и представитель главы “Газпрома” Алексея Миллера Сергей Куприянов, а также представитель Минэнерго от комментариев отказались. Представитель премьер-министра Наталья Тимакова адресовала вопросы к “Газпрому”.
В документе указано, что “Газпром” готов “обеспечить поставку газа для нужд ВНХК по газопроводу Сахалин – Хабаровск – Владивосток из ресурсов, имеющихся в достаточном объеме у “Роснефти” на шельфе Сахалина”. Об этом компания предупредила премьер-министра Дмитрия Медведева, ответственного за выполнение поручения Путина, еще 29 января 2016 г. “Суммарно подтвержденные запасы “Роснефти” и компаний с ее участием на шельфе острова Сахалин составляют 536 млрд. куб. м газа. В том числе компании группы “Роснефть” имеют право на 20% газа, который предполагается добывать в рамках освоения второй фазы проекта “Сахалин-1″ (совокупный объем добычи в рамках этой фазы составляет около 10 млрд. куб. м газа)”, – приводит данные о запасах газа у “Роснефти” Голубев.
Зампредправления “Газпрома” указывает на планы “Роснефти” вместе с ее партнерами по “Сахалину-1” экспортировать весь газ с “Сахалина-1”, расторгнув с 2021 г. контракт на поставки газа российским потребителям. “Такой подход оставляет открытым вопрос об источнике газа для долгосрочного обеспечения Хабаровского края”, – отмечается в его письме. А “Газпром” уже распределил ресурсы своего Южно-Киринского месторождения для перспективных потребителей Дальнего Востока, включая поставку 3,15 млрд. куб. м в 2021 г. на Находкинский завод минеральных удобрений (принадлежит Аркадию Ротенбергу). Кроме того, ресурсы этого месторождения газовая монополия планирует использовать для третьей очереди проекта “Сахалин-2”, – указывает топ-менеджер.
Планировалось, что первая очередь комплекса в районе Находки мощностью 12 млн. т переработки нефти заработает в 2020 г. По последней оценке вице-премьера Юрия Трутнева, инвестиции в этот проект могут достигнуть 500 млрд. руб. Партнером “Роснефти” по ВНХК в июне 2016 г. стала китайская ChemChina (получит 40%). Дорогостоящий инвестпроект подкрепят статусом территории опережающего развития.
Газ не для вас. Спор “Роснефти” с “Газпромом” о будущих поставках газа на этот масштабный, но пока лишь проектируемый проект, длится уже четвертый год. Начало строительства дальневосточного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса откладывается с 2009 г. В августе 2013 г. занимавший тогда должность вице-президента “Роснефти” Игорь Павлов оценивал, что в 2021-2022 гг. компании понадобится для этого проекта 1,7 млрд. куб. м газа в год, в 2022-2028 гг. – 2,3 млрд. куб. м. Но “Газпром” отказывает в этих просьбах из-за своих обязательств по газификации регионов Дальнего Востока и отсутствия свободных объемов топлива для продажи конкуренту.
Необоснованные запросы. Голубев отмечает, что Восточная нефтехимическая компания, заказчик проекта, в материалах для Главгосэкспертизы указала, что на технологические нужды завода понадобится всего 0,5 млрд. куб. м газа в год – всего 20% запрашиваемого объема (таким образом, “Роснефть” просит поставить заводу около 2,5 млрд. куб. м газа в год). А основные объемы закупаемого газа пойдут на производство электроэнергии, в том числе для ее коммерческой поставки в сеть. “При этом инвестор не имеет подписанный договор купли-продажи с энергопотребляющими организациями, что не позволяет говорить об обоснованности запрашиваемых объемов газа”, – отмечается в письме.
Источник в “Роснефти” полагает, что получить от “Газпрома” газ для ВНХК – не самый приоритетный вопрос для компании в 2017 г. с учетом отсутствия средств на строительство этого завода. По его мнению, сейчас важно получить принципиальное согласие монополии продать этот объем газа в будущем, если решение о строительстве завода будет принято. Ведь соответствующее поручение президента монополия выполнить обязана. При этом собеседник признает, что газа у “Газпрома” на Сахалине мало с учетом перспектив его продажи в Китай.
“Газпром” не хочет “спонсировать” конкурента, продавая свой газ по внутренней цене и давая возможность “Роснефти” экспортировать свой газ”, – говорит источник в монополии. По его словам, компромисс возможен только при согласии “Роснефти” и ее партнеров продать “Газпрому” газ “Сахалина-1” для нужд “Сахалина-2”. Он также считает, что поручение президента о продаже газа не означает директивы: компания аргументировала свою позицию, почему она не может продать запрашиваемый объем газа с учетом нужд как внутреннего рынка, так и собственных экспортных проектов. “У компаний нет другого варианта, кроме как найти компромисс и договориться между собой о монетизации сахалинского газа”, – сказал заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов, отвечая на вопрос о перспективах исполнения поручения Путина по продаже газа “Газпрома” нефтехимическому комплексу “Роснефти”. Он подтвердил, что Минэнерго по поручению вице-премьера Юрия Трутнева к июню 2017 г. сведет баланс производства и потребления газа Сахалина с учетом данных операторов “Сахалина-1” и “Сахалина-2”, который затем войдет в Генсхему развития газовой отрасли до 2035 г. “Мы говорим о взвешенном подходе с точки зрения обеспечения газом проектов на Дальнем Востоке. Приоритет – за проектами внутреннего рынка (к ним относится и ВНХК, а также газификация регионов Дальнего Востока, за которую отвечает “Газпром”), затем – проекты с экспортным потенциалом. Газ получат сначала наиболее экономически эффективные из них”, – уточнил он. Комментировать письмо Голубева министру он отказался. Представитель вице-премьера Юрия Трутнева на запрос не ответил.
Проект решения о создании территории опережающего развития (ТОР) в Приморье, где “Роснефть” построит нефтехимической комплекс, должен быть внесен в правительство 20 февраля, а до конца недели – в проект создания ТОР по газопереработке в Амурской области, заявлял вице-премьер Юрий Трутнев. По словам главы правительства, объем инвестиций в проект “Роснефти” по строительству нефтехимического комплекса в Приморском крае составит 500 млрд. руб.
Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отмечает, что “Роснефть” является крупным производителем газа, имеет запасы и ресурсы на Дальнем Востоке, отказывается продавать газ с “Сахалина-1” “Газпрому” и при этом хочет купить по внутренней цене газ для своего экспортно ориентированного химкомбината. По его мнению, у “Газпрома” нет оснований субсидировать этот проект “Роснефти”, продавая для него свой газ.
Заместитель гендиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев полагает, что “Газпром” уже зарезервировал свой сахалинский газ для поставок в Китай, что с коммерческой точки зрения ему намного выгоднее, чем продавать газ “Роснефти” по внутренней цене. Если же эти переговоры не увенчаются успехом, то у монополии появятся объемы газа, которые она могла бы продать внутренним потребителям. “Нефтехимический комплекс “Роснефти” будет стабильным платежеспособным клиентом для “Газпрома”. Но только в том случае, если ВНХК все-таки будет построен: пока точных сроков его строительства не обозначено”, – замечает аналитик. (RBC Daily/Advis/Химия Украины и мира)