За счет продолжающегося падения объемов импорта стройматериалов произошло увеличение доли продукции российских компаний. В строительной отрасли импортозамещение проявилось наиболее ярко, возможно потому, что началось еще до кризиса.
“По нашей оценке, сегодня доля строительных материалов, не считая отделочных, отечественного производства на российском рынке достаточно велика: до 80-90%”, – говорит генеральный директор компании “Н+Н” Нина Авдюшина, подчеркивая, что речь идет о тех материалах, которые производятся на территории РФ компаниями, в том числе относящимися к иностранным брэндам.
В отдельных сегментах рынка доля российской продукции еще выше. Например, по словам директора по маркетингу и коммуникациям PAROC в России Таисии Селедковой, из-за рубежа импортируется лишь 2-3% теплоизоляционной продукции – это специализированные продукты технической и судовой изоляции, которые производятся в Европе. Цемент, бетон, кирпич, арматура – доля импорта по этим позициям незначительна. “В приграничных регионах еще возможны поставки белорусского газобетона, но эти объемы в общем масштабе рынка крайне малы, – говорит Нина Авдюшина, – так что можно с уверенностью сказать, что производство газобетона в России максимально локализовано”.
В целом, по данным исследования компании KPMG, доля оборудования и материалов российского производства в структуре затрат строителей с 2014 г. по 2016 г. увеличилась на 10 процентных пунктов. Данная тенденция наиболее заметна для лифтового оборудования: доля российской продукции в этом сегменте выросла с 22% в 2014 г. до 57% в 2016 г. Доля российских кровельных материалов, используемых строителями, выросла с 57% до 68%, лакокрасочных покрытий – с 53% до 64%, отделочных материалов – с 63% до 73%.
Из-за рубежа продолжают привозить такое оборудование или материалы, которые либо вообще не производятся в России, либо изготавливаются из импортных комплектующих, что не приводит к их удешевлению, комментирует Нина Авдюшина. Но в целом застройщики стараются по максимуму приобретать стройматериалы российского производства: это выходит дешевле, к тому же более понятна логистика их закупки и доставки.
Как отмечает руководитель практики по работе с компаниями в секторе недвижимости и строительства, партнер КПМГ в России и СНГ Светлана Шерстнева, рост стоимости импортных материалов, при этом не занимающих существенной доли в структуре себестоимости строительства, и процесс импортозамещения, хоть и менее всеобъемлющий и быстрый, чем многие на то надеялись, скомпенсировали друг друга. В результате стоимость строительства выросла не так сильно, как могла, с учетом того, что импортные стройматериалы только в 2015 г. подорожали на 42%.
Увеличение доли российской продукции происходит на фоне не только снижения импорта, но и общего снижения закупок строителями материалов, а также уменьшения объемов их производства в стране. Так, в 2014 г., по оценкам KPMG, общий объем производства строительных материалов сократился на 7,8%, а по итогам 2016 г. – еще на 8-11%. Конечно, этот рынок напрямую зависит от объемов строительства. По словам Таисии Селедковой, относительно неплохую динамику показывает только рынок жилого многоэтажного строительства во многом благодаря госпрограмме поддержки ипотеки. Другие сегменты продемонстрировали негативный тренд, особенно коммерческое и промышленное строительство, которые сильно зависят от инвесторов.
В 2017 г., по словам Нины Авдюшиной, производители строительных материалов испытывают осторожный оптимизм. Одни игроки рассчитывают немного увеличить производство, другие заявляют о том, что сохранят объемы на уровне прошлого года или сократят темпы падения. (dp.ru/Химия Украины и мира)