Несколько ведущих НПЗ Китая вынуждены пойти на беспрецедентные меры и свернуть объем деятельности в летние месяцы, когда спрос традиционно достигает своих пиковых значений, поскольку жаркая погода приводит к росту потребления электроэнергии, а период отпусков и каникул обуславливает разгар автомобильного сезона.
Как ожидается, в III квартале почти 10% производственных мощностей китайских нефтепереработчиков будут остановлены, свидетельствуя о сохраняющейся слабости спроса со стороны ведущего мирового импортера сырой нефти. Западноафриканские и европейские поставщики уже ощутили на себе это снижение интереса Подебесной, в то время как профицит предложения на мировом рынке привел к падению нефтяных котировок до минимальных с ноября 2016 г. уровней.
Как сообщают отраслевые источники, ведущие китайские НПЗ, включая PetroChina, намереваются снизить потенциальные объемы производства примерно на 6,5 тыс. бар./день по сравнению с показателями II квартала. НПЗ нефтехимической компании Fushun, принадлежащей Petrochina, годовой объем производства которой составляет 233,2 тыс. бар./день, в начале июня полностью закрылся на 45 дней, о чем сообщили источники на условиях анонимности. Sinopec, конкурент Petrochina, рассматривает сокращение производства на 230 тыс. бар./день, что эквивалентно 5% от показателя среднедневной производительности за 2016 г При этом компания прибегла к подобному сокращению лишь второй раз за 16 лет.
Профицит запасов таких нефтепродуктов, как бензин и дизельное топливо, увеличивается с середины 2015 г., когда Пекин начал выдавать независимым нефтепереработчикам лицензии на импорт сырой нефти. Это стало причиной сворачивания масштабов производства такими государственными гигантами, как Sinopec и PetroChina, а также снизило их объемы закупки сырья. “Видимо, нефтепереработчики осознали, что внутренний рынок не в состоянии поглотить предлагаемые ему объемы бензина и дизельного топлива, и что единственным выходом является сокращение производства”, – комментируют аналитики China Sublime Information Group. Помимо этого, согласно данным China Sublime Information Group, в III квартале 4 государственных и 6 независимых НПЗ закрываются на плановое профилактическое техобслуживание и ремонт, что приведет к сокращению нефтеперерабатывающих мощностей еще примерно на 1,3 млн. бар./день.
В совокупности это обусловит снижение показателя производственных мощностей НПЗ Китая, составляющих 15,1 млн. бар./день, почти на 10%. Аналитики ожидают, что в рамках борьбы с профицитом запасов на внутреннем рынке Китай будет экспортировать продукты нефтепереработки, тем самым усиливая давление на мировые рынки. Так, в департаменте по сырьевым стратегиям банка BNP Paribas отмечают, что “Китаю придется экспортировать нефтепродукты на азиатские рынки, что, учитывая сложившуюся в регионе ситуацию со спросом, не представляется особо конструктивным сценарием”.
Спад активности НПЗ к сентябрю обусловит снижение спроса Китая на сырье. Некоторые поставщики уже начали ощущать эту тенденцию. Так, поставки из Анголы, которая экспортирует львиную долю своей нефти в Китай, в первые недели июня упали до минимальных за последний год значений. Объем отгрузок североморской нефти с месторождения Forties в Азию составил в этом месяце всего 2 млн. бар. по сравнению с 6 млн. в июне 2016 г. и 10 млн. в мае. Текущие тенденции в сегменте НПЗ Поднебесной могут еще сильнее надавить на нефтяные котировки, которые и так уже обвалились более чем вдвое от уровней 2014 г. Однако Китай рано сбрасывать со счетов – трейдеры уверены, что он еще проявит свой аппетит к нефти, разобравшись с накопившимся излишком запасов.
19 независимых китайских нефтепереработчиков получили новые лицензии на импорт сырой нефти в 2017 г. “Я ожидаю, что после оглашения новых квот на импорт объем покупок увеличится. Когда цены падают, Китай обычно стремится покупать больше”, – комментирует Ойстейн Берентсен, управляющий директор Strong Petroleum. В общей совокупности все имеющиеся сейчас у независимых НПЗ лицензии дают им право на импорт в страну в 2017 г. около 1,42 млн. баррелей нефти в сутки, при этом вероятно, что 8 компаний получат квоты еще на 340 тыс. бар./день. Нефтепереработчики уже начинают фрахтовать танкеры для импорта черного золота, так что с конца III квартала влияние этой импортной активности начнет проявлять себя.
Трейдеры могут отреагировать на этот спрос посредством перепродажи запасов нефти, хранящейся в Южной Корее и Китае, особенно в провинции Шандьдун, где базируются большинство независимых НПЗ, а также на танкерах у берегов Малайзии. Некоторые трейдеры ожидают роста спроса в IV квартале, как это уже было в конце 2016 г., когда нефтепереработчики массово спешили израсходовать весь выделенный им лимит импортных квот, чтобы обеспечить себе необходимую долю при будущем распределении квот. “Китай слегка непредсказуем. Иногда они вдруг начинают покупать ни с того ни с сего, так что этот фактор нельзя недооценивать”, – отмечает Берентсен. (forexpf.ru/Химия Украины и мира)