Казахстанские нефтеперерабатывающие заводы после завершения модернизации могут столкнуться с проблемой нехватки сырой нефти. О том, как избежать дефицита сырья, шла речь на выездном рабочем заседании комиссии мажилиса парламент РК, проведенном на базе Атырауского НПЗ.
Вице-министр энергетики Асет Магауов проинформировал депутатов об обеспечении внутренних потребностей экономики страны в нефтепродуктах. “В 2017 г. планируемый объем переработки нефти на НПЗ РК составляет 14,5 млн. т. За январь-май объем переработки нефти составил 5,948 млн. т, или 106,6% к аналогичному периоду прошлого года. Производство автобензина составило 1274,7 тыс. т, или 103,2% к 2016 г.; авиакеросина – 81,768 тыс. т, или 74,0%; дизтоплива – 1 737 тыс. т, или 106,4%; мазута – 1251,6 млн. т, или 108%. Импорт за 5 месяцев составил: автобензина – 490686 т; авиакеросина – 142329 т; дизтоплива – 140 681 т. На проведение весенне-полевых работ по плану было выделено 375 тыс. т дизельного топлива, в том числе АНПЗ – 79 тыс. т. Выгрузка дизельного топлива в адрес сельхозтоваропроизводителей выполнена своевременно, так как приоритет поставки удешевленного дизтоплива для села был утвержден на законодательном уровне и в соответствии с заявкой МСХ потребность в дизельном топливе удовлетворена в полном объеме”, – сообщил А. Магауов.
На проведение осенне-полевых работ по плану выделено 393,6 тыс. т. График закрепления областей за НПЗ по поставке дизельного топлива на уборочные работы 2017 г. подписан и направлен на исполнение в адрес МСХ и компаний ресурсодержателей. Отгрузка нефтепродуктов начнется согласно плану с 1 июля 2017 г.
В настоящее время продолжается реконструкция и модернизация казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. Пуск и ввод в эксплуатацию Атырауского нефтеперерабатывающего завода ожидается в 3-4 квартале 2017 г. Реализация проекта позволит обеспечить моторными топливами экологического класса К5 в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза. Завершение реконструкции и модернизации заводов также позволит заменить морально и физически изношенное оборудование, увеличить глубину переработки для обеспечения потребности внутреннего рынка в светлых видах нефтепродуктов, избавиться от импортозависимости в высокооктановых бензинах, увеличить объем переработки с 14,2 млн. до 16,5 млн. т, увеличить выработку бензина, дизельного топлива, авиатоплива. А еще – улучшить качество бензина и дизельного топлива по уровню содержания серы и уменьшить вредное воздействие на окружающую среду, довести качество нефтепродуктов до стандартов Евро-4,5.
Впервые после модернизации НПЗ страна может не только отказаться от импорта светлых нефтепродуктов, но и часть бензина и дизельного топлива отправлять на экспорт. Это в том случае, если НПЗ будут получать достаточное количество нефти. Однако добывающим компаниям выгоднее продавать нефть на внешнем рынке, чем направлять на переработку.
“У нас есть определенные квоты по поставкам на внутренний рынок, которые Минэнерго регулирует. И за счет этого производятся те ГСМ, которые мы имеем на этих НПЗ. С увеличением мощности заводов потребуется гораздо большее количество сырой нефти. Как будет решаться эта проблема – пока неясно. Возможно, это потребует какого-то законодательного регулирования вопроса. Сегодня мы как раз и собрались для того, чтобы эти вопросы обсудить и решить”, – сообщил депутат мажилиса парламента РК, председатель комиссии Аманжан Жамалов. (forbes.kz/Химия Украины и мира)