В материале “Утонувший транзит” директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн со ссылкой на собственные источники сообщил о сворачивании проекта транзитного хаба в Одессе, который в 2016 г. начали азербайджанский “Сокар” и группа “Приват”. На публикацию отозвался швейцарский офис компании “Сокар Трейдинг”. Беседу с представителем компании провел Сергей Куюн.
Сергей Куюн: В чем заключается совместный проект “Сокар” и группы “Приват” в Одессе? На какие ресурсы был расчет?
“Сокар Трейдинг”: Это, прежде всего, вакуумный газойль и мазут азербайджанского, украинского, казахского, белорусского производства и других стран. В Средиземноморье, на Мальте в частности, очень много конкурентов, поэтому мы решили попробовать делать накопление и формирование партий в Одессе.
Сергей Куюн: В чем суть проекта? Как между вами распределены функции?
“Сокар Трейдинг”: Мы арендуем резервуары “Эксимнефтепродукта”, делаем накопления, формируем партии и продаем в Средиземноморье, Азию и Америку.
Сергей Куюн: Насколько мне известно, вы рассчитывали на льготы по части судозаходов, портовых сборов…
“Сокар Трейдинг”: Да, это планировалось, но нам ничего не предоставили. В Одессе отличный терминал, но государственные тарифы слишком высокие. Поэтому многие судовладельцы в украинские порты заходить не хотят. В начале этого года у нас состоялась встреча с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном. Он был осведомлен o сложившейся ситуации, обещал помочь. K сожалению, пока никаких изменений в тарифной политике не произошло.
Сергей Куюн: По вашим оценкам, какая должна быть скидка, чтобы украинские порты стали интересны ресурсодержателям?
“Сокар Трейдинг”: 50%. Как может судозаход афрамакса стоить $280-300 тыс.? В других портах Черного моря это стоит $120-130 тыс.
Сергей Куюн: Когда стартовал проект и на какой объем удалось выйти?
“Сокар Трейдинг”: Начали в июле 2016 г., ровно год назад. Вышли на 150-200 тыс. т в месяц. Этот год был проверочным, чтобы посмотреть, как и что работает. В связи с высокими тарифами мы испытываем сложности с данным проектом, начинаем терять к нему интерес. По накоплению больших объемов в Одессе мы взяли паузу. Но не ушли из Одессы. Если государство снизит тарифы на судозаходы, то вполне вероятно, что объемы перевалки возрастут. В Одессе отличные условия для работы, географическое расположение очень удачное, погода в течение года в основном хорошая, а это позволяет избежать простоев по сравнению с накоплением на Кавказе. В целом порт интересный, терминал сильный, но тарифы надо снижать.
Сергей Куюн: Кроме проблем с тарифами на судозаходы, с какими проблемами вы еще столкнулись?
“Сокар Трейдинг”: Все, что связано с таможенным оформлением грузов, – это проблема. У нас сложности не с “Эксимнефтепродуктом”, у нас сложности с таможней.
Сергей Куюн: А можете конкретизировать, в чем проблемы с таможней?
“Сокар Трейдинг”: Скажите, как можно менять 4 руководителей таможни на протяжении 4 месяцев? (речь идет о главе Одесской таможни). Это уму непостижимо! Законодательство Украины противоречивое, не содействует развитию бизнеса, привлечению иностранных компаний. Включается на таможне и так называемый человеческий фактор. Посмотрите, что произошло. Азербайджанская компания заходит в порт, когда многие не хотят там работать, и какое отношение мы видим? Таможня нас фактически обвинила в подделке документов при поставке конденсата, утверждали, что это продукт переработки. Мы хотим, чтобы все знали, что для “Сокара” такое просто непозволительно. “Сокар” – компания с правильной репутацией, мы никогда не подделываем документы для дополнительного заработка. Мы поставили конденсат, добытый на различных месторождениях, что подтверждается документами. Только после 6 месяцев совместной работы справедливость восторжествовала. Таможенники признали, что это конденсат, а не продукт переработки. Этот вопрос решался на уровне губернатора Одесской области, который поддерживает деятельность иностранных компаний на территории Украины, и посла Азербайджана в Украине. Надеемся, что в будущем с этим мы больше не столкнемся, потому что от этого страдают все стороны.
Сергей Куюн: Я правильно понимаю, что сложности с таможней возникли, несмотря на договоренность о проекте на уровне президентов?
“Сокар Трейдинг”: Конечно, президенты наших стран давно договорились об активизации сотрудничества в энергетической сфере, чтобы азербайджанские компании работали на украинском рынке. На сегодняшний день общий объем инвестиции украинской “дочки” “Сокар” в экономику страны составляет более чем $280 млн.
Сергей Куюн: По поставкам нефти в Кременчуг. “Укртатнафта” заявляла про 1,3 млн. т, но пока они работают с большим отставанием…
“Сокар Трейдинг”: Ежемесячно мы поставляем минимум одну танкерную партию нефти. Кременчугский НПЗ полностью придерживается графика закупки и оплаты.
Сергей Куюн: Слышал, что вы изучали перспективы работы с “Укртранснафтой” по Одесса – Броды. Что можете сказать по этому проекту?
“Сокар Трейдинг”: По этому проекту пока все тихо. Он нам интересен, но пока его нет на повестке дня. Там еще очень много работы. Белорусы с русскими договорились, сейчас им нефть не нужна. По поставкам в Европу еще множество вопросов.
Сергей Куюн: По моей информации, вся иранская нефть и конденсат в Черном море идет на рынок через “Сокар”. Какие перспективы поставок этого ресурса?
“Сокар Трейдинг”: После того, как конфликт с таможней улажен, мы будем активнее работать в этом направлении. Надеемся, что таможенное оформление будет проходить в правильном порядке. Иранские ресурсы интересны и Кременчугу, и Шебелинке. По объемам – сколько нужно, столько и будем поставлять. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)