Этим летом российский рынок нефтепродуктов продемонстрировал неожиданную динамику. На фоне выхода НПЗ из ремонтов, пиковых поставок и высоких запасов горючего оптовые цены на бензин и дизтопливо в основном не снизились, более того, аналитики ожидают их роста. Цены удержались на высоком уровне из-за коррекции мировых цен на нефть и нежелания российских нефтяников дешево продавать топливо, полагают эксперты, а новая волна ремонтов НПЗ может стать поводом для еще одного скачка цен на горючее.
Снижение поставок из-за ремонтов НПЗ и рост экспортных цен на нефтепродукты вызовут повышение стоимости топлива в европейской части России, прогнозируют эксперты ПКП “Мобойл”. Как отмечает начальник отдела маркетинга и биржевой торговли компании Ринат Хантемиров, вопрос лишь в том, как быстро и насколько сильно вырастут цены. По его словам, недавнее завершение ремонтов на крупных заводах (Московский НПЗ “Газпром нефти”, Куйбышевский и Ачинский НПЗ “Роснефти”) во второй половине июля вернуло на рынок конкуренцию и производители снова начали борьбу за покупателя. Но сейчас высоки запасы дизтоплива – более 2,35 млн. т, на 200-300 тыс. т больше, чем год назад. “Казалось, еще немного, и цены пойдут вниз, сокращая премию внутреннего рынка к экспортному паритету”, – отмечает эксперт, но этого не произошло.
В конце июля конъюнктура мирового рынка поменялась, отмечает Хантемиров. Основными факторами влияния на стоимость топлива стали рост цен на нефть более чем на 10% к концу первой недели августа, а также падение рубля к доллару из-за новых санкций США против РФ. На рыночную ситуацию повлияла и авария на НПЗ Shell в Роттердаме, усилившая рост цен на нефтепродукты в Европе. Это сократило маржинальность продаж на внутреннем рынке РФ и заставило продавцов, не желающих дешево отдавать товар, “начать игру на повышение”, сокращая поставки.
Экспортный паритет для летнего дизтоплива с учетом пошлины на август составляет 36-37 тыс. руб./т для НПЗ в Поволжье, а внутренние отпускные цены на заводах региона – 35,1-35,6 тыс. руб./т. Так что Ринат Хантемиров не сомневается в росте цен в ближайшее время: “Нефтекомпаниям и в мае-июне удалось добиться роста внутренних цен при падающей цене нефти, а при растущем мировом рынке они не упустят возможности поднять цены в России”.
По данным Минэкономики, производство бензинов в январе-июле составило 22,4 млн. т. В ФАС отметили, что сейчас производство топлива на пике, так что нет поводов для роста цен, в ведомстве будут следить за ситуацией на рынке.
Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков” отмечает, что цены нефтепродуктов на мировом рынке и высокий экспортный паритет действительно оказывают поддержку стоимости горючего в России. В большей степени зависит от зарубежного рынка и эффективности экспорта конъюнктура рынка европейской части России, считает эксперт. По его словам, с учетом того, что сейчас в РФ должно быть максимальное производство нефтепродуктов после выхода основных НПЗ из ремонтов, в азиатской части страны вполне возможно снижение цен на бензин, дизтопливо и авиакеросин. “В июне и июле мы наблюдали нехватку товара на сибирских заводах “Роснефти”, но сейчас, когда предложение начало превышать спрос, цены пойдут вниз”, – полагает Турукалов. Но Хантемиров замечает, что в Сибири “цены уже давно вышли за пределы здравого смысла и не желают в эти рамки возвращаться”.
Данные “ОМТ-Консалт” за 11-17 июля подтверждают, что мелкооптовая цена бензина в Сибири значительно повышалась, а в Поволжье и регионах центра преобладала понижательная динамика. В целом АИ-95 подешевел за этот период на 0,03%, АИ-92 – на 0,19%, дизтопливо опустилось на 0,4%. Как отмечали в “ОМТ-Консалт”, с начала июля цена на нефтепродукты в крупном опте колебалась, но к 17 июля началась понижательная волна. Разница между ценами АИ-92 и АИ-95 выросла почти до 1 тыс. руб./т, что говорит о том, что тренд по “расхождению” цен бензинов укрепляется, но АИ-95 еще имеет потенциал к удорожанию, таково мнение экспертов компании.
В рознице к концу июля цены на бензин и дизтопливо продолжали немного расти: стоимость нефтепродуктов в РФ с 24 по 30 июля выросла на 0,1%, по данным Росстата. Средние цены на бензин в первом полугодии выросли на 5,6% в годовом выражении, до 38,04 руб./л, следует из опубликованных данных Росстата. При этом за первое полугодие рост цен на АИ-95 составил 5,5%, до 39,98 руб./л, на дизтопливо – 6,5%, до 37,93 руб./л. Тем самым цены на топливо обогнали уже плановую годовую инфляцию, которая в этот период составила 4,4%. (kommersant.ru/Химия Украины и мира)