Правительство планирует дополнительно повысить топливные акцизы на 1 руб./л в 2018 г. Такое предложение было озвучено на бюджетных совещаниях. 18 сентября после заседания правительства министр финансов Антон Силуанов заявил, что решение было одобрено.
Повышение предлагается провести в 2 этапа равными суммами – на 50 коп. с 1 января и 1 июля. Налоговым Кодексом предусмотрена индексация на инфляцию в 4%, то есть 30 коп. для литра бензина и 23 коп. для литра дизельного топлива.
Рентабельность переработки нефти с учетом снижения экспортной пошлины падает. Ввиду этого существует вероятность, что нефтеперерабатывающие заводы полностью заложат сумму акциза в стоимость конечной продукции.
Из-за повышения акциза на топливо на 50 коп. стоимость 1 л топлива может увеличиться на 1,5%, что составит приблизительно 60 коп. Учитывая рыночные риски роста цен, общее подорожание топлива для конечного потребителя может составить 4 руб./л к концу 2018 г.
Нефтяные компании пока не комментируют, как очередное повышение акцизов может сказаться на марже нефтепереработки. При наиболее неблагоприятном для отрасли сценарии маржа среднего российского НПЗ может сократиться с текущих 1,4 тыс. руб. до 1-1,1 тыс. руб./т.
Доход бюджета от дополнительного повышения акцизов оценивается в 60 млрд. руб. Еще 25 млрд. руб. бюджет может получить от “инфляционного” роста акцизных сборов. Глава Минфина привел более скромную цифру – 40 млрд. руб. Он подтвердил, что дополнительные доходы от акцизов будут направлены на реализацию инфраструктурных проектов: строительство “Приморского кольца” в Калининградской области, трассы “Таврида” в Крыму и другие. “Эти деньги пойдут на улучшение транспортной инфраструктуры наших автомобилистов”, – заявил А. Силуанов.
Кроме того, есть поручение президента РФ увеличить долю регионов в доходах бюджета от акцизов на топливо.
За 2016 г. акцизные сборы на топливо повышались дважды: с 1 января и с 1 апреля. Это привело к росту цен на бензин. Согласно данным Московской топливной ассоциации, с 11 января по 12 сентября 2016 г. средняя цена бензина Аи-92 увеличилась на 2,87%, с 34,48 до 35,47 руб./л; Аи-95 – на 3,31%, с 37,15 до 38,38 руб./л.
Срок полного переноса акцизов в цену на АЗС в последние годы варьировался от 1 до 14 месяцев. Рентабельность переработки очень низкая, повышение акцизов критическим образом касается всех – производители топлива полностью или практически полностью заложат его в стоимость конечной продукции, уверен человек в одной из нефтяных компаний.
Рост акцизов не создает большого риска для инфляции, отмечает главный экономист ING Дмитрий Полевой, но то, что правительство в последний момент перед внесением бюджета принимает такое решение, – нехороший знак: лоббистский напор усиливается, любые решения могут быть изменены в любой момент.
Представители нефтяных компаний не говорят, как повышение акцизов скажется на них. Если внешние цены на нефтепродукты продолжат расти, а рубль не будет пропорционально укрепляться, то в условиях низкого спроса (особенно зимой) перенести акцизы максимально быстро будет практически невозможно. При наиболее неблагоприятном для отрасли сценарии маржа среднего российского НПЗ может снизиться с текущих 1400 до 1000-1100 руб./т прогнозирует Борисов.
Инициатива исходит от Минтранса, которому нужны деньги, в частности, на строительство трассы “Приморское кольцо” в Калининградской области, говорят несколько чиновников. Другой претендент на деньги – трасса “Таврида” в Крыму, указывает чиновник финансово-экономического блока. Прибавка к федеральному дорожному фонду может пойти на “Тавриду” и “Приморское кольцо”, остальное – региональным дорожным фондам, замечает гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Есть поручение президента увеличить в доходах от топливных акцизов долю регионов, напоминает федеральный чиновник. С 2015 г. она сокращалась, а федеральная выросла с 0 до 38,3% в этом году и достигнет в 2018 г. 42,6%. Президент Владимир Путин поручал проработать возможность с 2019 г. вернуть регионам акциз на топливо: иначе будем на телегах там ездить. За счет акцизов федеральный бюджет частично помогает регионам с общефедеральными проектами, объяснял тогда министр финансов Антон Силуанов, передача части доходов регионам создаст проблемы для федерального бюджета. Чтобы их не было, и пришлось повышать акциз, считает один из чиновников. Будет ли меняться федеральная доля в Бюджетном кодексе, выяснить не удалось. По нынешним нормам из дополнительных доходов регионам достанется около 35 млрд. руб. (rupec.ru/energyland.info/Химия Украины и мира)