Узбекистан с 15 ноября повысил розничные цены на наиболее востребованные марки автобензина и дизельного топлива примерно на 35%, оптовые цены на авиакеросин – в 3,9 раза.
Согласно постановлению правительства, розничная цена бензина марки АИ-90 составляет 3,8 тыс. сумов (ранее 2,8 тыс. сумов)/л, АИ-91 – 4,3 тыс. (ранее 3 тыс. сумов)/л. Цена на обычное дизельное топливо и марки “ЭКО” повышена до 4,1 тыс. и 4,2 тыс. сумов/л. До повышения цены были 2,375 тыс. и 2,455 тыс. сумов/л соответственно. Оптовые цены на авиакеросин (с НДС) повышены до 4,45 млн. сумов/т против 1,149 млн. сумов действовавших ранее.
Повышены также оптовые цены на дорожный битум, топочный мазут, моторные и индустриальные масла.
При этом более дорогие марки автобензина (АИ-93, АИ-93, АИ-95 и АИ-98), дизельное топливо, соответствующее европейскому качеству и стандартам, а также авиационное топливо, импортное или полученное от переработки импортного (давальческого сырья) будут реализовываться по свободным коммерческим ценам. Перечень АЗС и заправок в аэропортах Узбекистана, где энергоресурсы будут реализовываться по свободным ценам, будет определен правительством республики.
Последнее повышение цен на автобензин, не считая роста налога на потребление, проводилось в Узбекистане в октябре 2014 г., тогда цены выросли примерно на 30%.
Цена на автомобильный бензин и дизельное топливо в Узбекистане устанавливается централизованно – постановлением Кабинета министров. Розничная отпускная цена включает налог на потребление, который равен сейчас 232,5 сума.
В настоящее время переработка нефти и газового конденсата осуществляются в Узбекистане на трех нефтеперерабатывающих заводах – Ферганском, Алтыарыкском и Бухарском. Ферганский и Алтыарыкский заводы – топливно-масляного направления, имеют мощность переработки 5,5 и 3,2 млн. т нефти в год соответственно. На Бухарском НПЗ выпускаются высококачественные виды бензина, авиакеросина и дизельного топлива. Проектная мощность переработки – 2,5 т газового конденсата в год.
В последние годы в Узбекистане резко сократилось добыча нефти, в связи с чем республика импортирует нефть для переработки по толлингу на НПЗ и закупает нефтепродукты в России и Казахстане.
В апреле этого года Узбекистан приступил к строительству нового НПЗ в Зафарабадском районе Джизакской области. Проектная мощность завода – переработка 5 млн. т нефти в год и выпуск 3,7 млн. т моторного топлива, более 700 тыс. т авиационного топлива и 300 тыс. т сопутствующих нефтепродуктов. Стоимость проекта – $2,2 млрд. Строительство завода планируется завершить в 2022 г. Для снабжения сырьем нового НПЗ Узбекистан планирует построить нефтепровод из Джизакской области до Казахстана. Протяженность нефтепровода 95 км. Предполагается, что он будет соединен с действующим нефтепроводом Омск (РФ) – Павлодар (Казахстан) – Шымкент (Казахстан) для поставок нефти из России и Казахстана. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)