Только 25% всего объема импорта авиатоплива, импортированного за 10 месяцев 2017 г. через порт Николаева, было направлено непосредственно на аэродромы для заправки самолетов, как был использован остальной объем – неизвестно. Об этом рассказал директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.
“Самый крупный получатель керосина – порт Николаева. В прошлом году пришло 42 тыс. т керосина, вышло – 25 тыс. т, а где 17 тыс. т? В этом году растем: 80 тыс. т пришло за 10 месяцев, а вышло 33 тыс. т, опять же, где 47 тыс. т?”, – отмечает эксперт
Более того, из 33 тыс. т авиатоплива, которые выехали по железной дороге из порта Николаева, на аэродромы было поставлено только 25 тыс. т. “Однозначно мы понимаем, что идет смешивание керосина и дизельного топлива. Учитывая пятикратную разницу в акцизе, смешивание низкоакцизного керосина с ДТ и последующая продажа этого продукта как дизтоплива, конечно же, делает экономику получше”, – объясняет С. Куюн. Именно поэтому рост потребления авиатоплива в Украине вызван не только объективными причинами, то есть ростом авиаперевозок.
Сергей Куюн отметил, что за 10 месяцев этого года Украина, по сути, вышла на уровень докризисного 2013 г. “На рынке очень много проблем, но спрос стремительно растет. Но этот спрос не всегда объясняется объективными факторами, то есть наблюдающимся последнее время ростом авиаперевозок”, – добавил директор “А-95”.
По словам С. Куюна, за последние 7 лет структура поставок керосина кардинально изменилась. “Если в 2010-2015 гг. поставки шли в основном с севера, это Россия и Беларусь, то сейчас рынок переместился на юг. Почему так произошло? Потому что россияне сразу после начала войны закрыли экспорт в Украину как товар двойного назначения. С белорусами сложнее, там возникли разногласия с таможенной службой, в ответ на это белорусы сами закрыли поставки авиатоплива”, – сказал директор “А-95”.
В 2017 г. география поставок керосина существенно расширилась: в Украину поступает азербайджанский, итальянский, саудовский, израильский ресурс. Диверсификация повлекла за собой и снижение цен. “В начале диверсификации поставок дифференциал для Украины составлял +$80-100 на условиях CIF, прошлой зимой он был +$25-40. То есть увеличение поставок сразу снизило цены на этот ресурс”, – резюмировал Сергей Куюн.
Более 90% нефтепродуктового импорта в порту Николаева приходится на компании из группы “Трейд Коммодити”. Ранее эксперты неоднократно обращали внимание на дисбаланс авиационного керосина, закупаемого компанией, – его импорт в порт Николаева выше, чем последующие отгрузки из порта.
Баланс рынка авиатоплива в Украине в 2016 г. составил 300 тыс. т, что на 20% больше показателя 2015. Объем импорта авиационного топлива в 2016 г. вырос на 21% до 143,3 тыс. т в сравнении с 2015 г., а внутренние поставки увеличились на 19% до 164,3 тыс. т. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)