Внутреннее производство нефтепродуктов выросло на 12% в I квартале 2018 г. Впервые с 2015 г. украинские производители вышли в лидеры на рынке автомобильных бензинов: в I квартале 2018 г. на них пришлось 45,3% рынка, тогда как в аналогичном периоде 2017 г. – 42%. Об этом говорится в сообщении “Консалтинговой группы А-95”.
“Результаты наших заводов в I квартале 2018 г. могли быть еще более внушительными, если бы не затянувшаяся зима и обусловленные этим большие запасы бензина, которые сделали проблематичным дальнейшее наращивание переработки в частности на “Укртатнафте”. Конъюнктура внутреннего и внешнего рынков остается для украинских НПЗ благоприятной, мы ожидаем в 2018 г. увеличения их доли на рынке бензинов до 50% и до 20% на рынке дизтоплива”, – заявил Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”.
В “А-95” отмечают, что крупнейший поставщик бензина – Беларусь – по итогам квартала заняла 40,8% рынка (в 2017 г. белорусский бензин занимал 47% украинского рынка, в 2016 г. – 54%).
В целом выпуск бензинов украинскими заводами в I квартале 2018 г. вырос на 3,5% до 195,4 тыс. т.
Выпуск дизельного топлива внутренними производителями вырос на 23,6% до 178,1 тыс. т. Таким образом, их доля рынка увеличилась с 13,2% в I квартале 2017 г. до 14,2% в I квартале 2018 г. В целом в 2017 г. украинские производители занимали 13% ДТ, в 2016 г. – 11%.
Основной прирост обеспечил Кременчугский НПЗ компании “Укртатнафта”. За 3 месяца этого года этот НПЗ нарастил выпуск ДТ на 27% до 155,1 тыс. т, бензинов – на 7,7% до 169 тыс. т.
Шебелинский ГПЗ компании “Укргаздобыча” увеличил производство дизтоплива на 5,5% до 23 тыс. т и сократил выпуск бензинов на 17% до 26,3 тыс. т. Это, по данным “А-95”, было вызвано ситуативным переходом на выпуск более ликвидных экспортных позиций в условиях затоваренности внутреннего рынка бензинами и затянувшейся зимой с пониженным потреблением моторных топлив.
В I квартале 2018 г. рынок бензинов продолжил сокращение: по сравнению с I кварталом 2017 г. объемы поставок сократились на 4,1% до 431 тыс. т. Основной причиной снижения остается переход автомобилистов на сжиженный газ: его поставки в I квартале 2018 г. увеличились на 17,3%.
Рынок дизельного топлива в I квартале 2018 г. увеличился на 14,7% до 1,252 млн. т. Крупнейшим поставщиком ДТ на украинский рынок в I квартале 2018 г. стала Россия, обеспечив 42% в балансе; доля белорусских производителей за этот период составила 33%, других поставщиков – 10,5%. По мнению экспертов “Консалтинговой группы А-95”, украинские производители имеют все возможности для дальнейшего роста на рынке.
“Укртатнафта” требует ввести квоты на беспошлинный импорт бензинов и ДТ с 1 мая. Эта инициатива вызвала критику в экспертных и отраслевых кругах. В частности, в “Консалтинговой группе А-95” отмечают, что введение квот повлечет за собой рост цен для всех категорий потребителей, разрушит устойчивую модель обеспечения страны топливом и не решит проблем нефтеперерабатывающей отрасли. Сергей Куюн объясняет, что введение государством квот на импорт бензина и дизельного топлива обернется сбоем поставок топлива на украинский рынок и неизбежным ростом цен, но при этом не решит объективных проблем “Укртатнафты”. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)