Ситуация на рынке теплоизоляционных материалов в России сейчас не такая оптимистичная, как, например, 5 лет назад. По данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), в 2017 г. емкость рынка осталась на уровне 2016 г. – 49,5 млн. куб. м. По данным Paroc, в 2015 г. он оценивался на уровне 52,2 млн. куб. м.
В 2018 г. корпорация “ТехноНИКОЛЬ” открыла производство изоляционных материалов в Тосненском районе Ленинградской области. Инвестиции в реализацию проекта составили 1 млрд. руб. Проектная мощность завода составляет 300 тыс. куб. м продукции в год. Пуск второй очереди еще на 300 тыс. куб. м намечен на 2019-2020 гг. Треть выпущенной продукции пойдет на экспорт.
Момент пуска производства – 2018 г. – пришелся на новую фазу роста рынка теплоизоляции, говорит гендиректор компании “Профессиональные комплексные решения” Даниил Новицкий. Он отмечает, что на начало 2018 г. экструзионный пенополистирол на рынке теплоизоляционных материалов занимает долю в 13-15%, пока уступая в объемах каменной вате и стекловате, а также традиционному пенопласту. Но этот сегмент является стабильно растущим. В 2017 г. объем производства экструзионного пенополистирола составил 5,3 млн. куб. м, что выше показателя 2016 г. на 6%. По его словам, на внутреннем рынке рост потребности на экструзионный пенополистирол обеспечивает сохраняющийся тренд на энергоэффективность зданий, ведь именно этот теплоизоляционный материал все активнее применяется на конструкциях фасадов и фундаментов.
По оценкам аналитиков, три четверти рынка экструзионного пенополистирола занимают такие производители, как “ТехноНИКОЛЬ” и “Пеноплэкс”. Другие игроки – это компании “Урса”, ГК “Экстрол”, “Технолог”.
В целом эксперты АСИ говорят, что в 2018 г. рост рынка теплоизоляции может составить всего 2-3%. При этом мощности по производству теплоизоляционных материалов последние годы растут, а потребление падает, что вынуждает производителей искать новые рынки сбыта, говорят в АСИ. Так, последние годы растет экспорт продукции, в первую очередь в Казахстан и Беларусь.
Большинство производителей расширялись в предыдущие годы. Так, “Пеноплэкс” пустил новое производство в Новомосковске в 2013 г. В настоящее время мощность “Пеноплэкса” по выпуску экструзионного пенополистирола превышает 2,6 млн. куб. м/год. По собственной оценке, доля компании в этом сегменте составляет 40%.
“Российский строительный рынок постепенно переходит на эффективные технические решения и европейские стандарты энергосбережения. Во многих проектах уже заложено строительство подземных паркингов, кровля которых является дворовой территорией, “зеленые” кровли, утепленные плитные фундаменты в частном домостроении и пр. Строительство по новым технологиям потребует дополнительных объемов теплоизоляционных материалов”, – говорят в “Пеноплэксе”. (plastinfo/Химия Украины и мира)