Рост мировых цен на нефть и ослабление рубля толкают оптовые цены на топливо в России к новым максимумам, несмотря на попытки ФАС повлиять на поведение нефтекомпаний. Сейчас экспорт бензина гораздо выгоднее, чем продажа на внутреннем рынке, и стоимость тонны топлива на бирже стремительно приближается к 50 тыс. руб. – опасному уровню для АЗС, после которого они должны будут резко повышать розничные цены. Пока в отрасли надеются, что выход НПЗ из ремонтов в мае облегчит ситуацию на рынке.
Цены на бензин на бирже СПбМТСБ продолжили ставить рекорды, несмотря на ряд предупреждений, которые ФАС выдала “Роснефти”, “Сургутнефтегазу”, «ТАИФу» и “Фортеинвесту”. Стоимость тонны АИ-95 в 16 апреля на бирже при поставке в Москве достигла 48,9 тыс. руб., АИ-92 – 47,7 тыс. руб., увеличившись на 0,36% и 0,14% соответственно. Предупреждения регулятора касались продаж бензина на бирже и экспортных поставок со стороны нефтекомпаний: регулятору не нравится, что нефтяники сокращают предложение на бирже, уводя объемы на экспорт. “Сейчас ФАС проводит несколько проверок реализации товара на бирже с точки зрения полного удовлетворения спроса”, – заявил глава профильного управления службы Дмитрий Махонин.
Но к такому поведению компании толкает экономическая логика. Экспортный netback (уровень равнодоходности поставок за рубеж и на внутренний рынок) для НПЗ в Центральной России сейчас составляет 53-57 тыс. руб./т, то есть с каждой тонны товара, поставленной в РФ вместо экспорта, компании недополучают 6-10 тыс. руб. Рост netback вызван повышением цен на нефть и нехарактерным в подобных ситуациях резким ослаблением рубля из-за санкций США. При этом, поскольку НПЗ получают нефть по рыночной цене (по netback), то недополучают маржу в оптовом звене на внутреннем рынке и переработка нефтекомпаний уже входит в зону убытка. “Мы понимаем, что резко поднять цены в опте было бы неправильно, но и получать убытки по заводам, в модернизацию которых мы вложили сотни миллиардов рублей, тоже неправильно”, – говорят в одной из крупных нефтекомпаний.
С другой стороны, рост оптовых цен пока не вполне перекладывается в розничные цены, из-за чего страдают АЗС, прежде всего независимые сети. Если цены на бирже продолжат расти, ускорение роста розничных цен на бензин на заправках будет неизбежным, говорят собеседники: “Мы можем терпеть убытки какое-то время, но не месяцы”. По данным Thomson Reuters Kortes, за предыдущую неделю в европейской части РФ цены на АИ-95 выросли на 9 коп. до 41,21 руб./л – это более трети общего роста цен с начала года.
Хотя динамика цен становится более напряженной, пока она не привела к появлению признаков физического дефицита бензина, который случался во время кризисов 2011 и 2015 годов. “Ситуация с реальным топливообеспечением остается стабильной”, – заявляют в Минэнерго. Собеседники в отрасли отмечают, что “пока ценам дают расти и отыгрывать внешнюю динамику, дефицита быть не должно”. Но если оптовые цены вырастут выше 50 тыс. руб./т, цене бензина на АЗС придется отыграть это повышение. Если власти будут пытаться сдержать его, возможен кризис наподобие 2011 г., опасаются собеседники: нефтекомпании увеличат экспорт топлива или снизят переработку, а в ответ правительство вынуждено будет прибегнуть к регулированию экспорта – в ручном режиме или через повышение вывозной пошлины.
Пока собеседники в отрасли надеются, что ситуация улучшится после 20 апреля, когда на бирже начнутся продажи майских объемов с НПЗ. Учитывая, что в мае на серьезный ремонт встанет только Комсомольский НПЗ “Роснефти”, а ее Рязанский НПЗ и самарская группа НПЗ выйдут из ремонтов, предложение бензинов должно вырасти. Кроме того, курс рубля, возможно, частично восстановится после санкционного шока. (kommersant.ru/Химия Украины и мира)