По данным ЦДУ ТЭК, в Москве больше не найти бензина дешевле 40 руб. Цены на нефтепродукты растут в России с начала года, но лихорадочная смена ценников на заправках в первые недели мая напугала потребителей, экспертов и государство.
Рост цен на нефтепродукты охватил всю Россию, за исключением Дальнего Востока. Самый значительный прирост символично зафиксирован в Воронежской области (за неделю с 7 по 13 мая цена на бензин выросла больше чем на рубль). Традиционно любые изменения на мировых нефтяных рынках, геополитические пертурбации ведут к “бомбежкам” рядовых потребителей на российских АЗС.
Топливо ушло на экспорт. По данным Thomson Reuters Russia Commodities, 7-11 мая темпы роста оптовых цен на автобензин и дизельное топливо значительно ускорились: “Средняя цена на Регуляр-92 (франко-НПЗ) повысилась на 5,2%, Премиум-95 подорожал на 5%, ДТЛ – на 3,1%. За аналогичный период на нефтебазах РФ бензин Регуляр-92 подорожал на 3,3%, Премиум-95 – на 2,7%, ДТЛ – на 2,2%. Темпы удорожания топлива на АЗС отставали от оптовых, за неделю повышение составило 0,9-1%. Относительно начала 2018 года оптовые цены (франко-НПЗ) на Регуляр-92 и Премиум-95 выросли на 24,2-25,7%, на ДТ – на 18,9%. На нефтебазах бензин этих же марок подорожал на 10,2-12%, ДТЛ – на 16,4%. В розничном сегменте цены на Регуляр-92 и Премиум-95 повысились на 2,8-3%, на ДТЛ – на 3,4%”.
Главными причинами роста цен, по мнению экспертов, стало повышение привлекательности экспортных поставок, а также недостаточный объем предложения на российском рынке в условиях сезонного роста спроса и плановых ремонтов. Некоторые продавцы, по данным Thomson Reuters Russia Commodities, даже приостанавливали реализацию топлива для определения рыночного уровня цен.
Согласно оценкам аналитиков, в июне 2018 г. объемы простаивающих мощностей на российских НПЗ сократятся почти в 4 раза, что должно улучшить ситуацию на отечественном рынке нефтепродуктов.
По мере завершения сезонных ремонтов, выбывшие в мае 1,007 млн. т мощностей по выпуску компонентов высокооктанового автобензина снизятся в следующем месяце до 0,277 млн. т. Суммарная мощность простаивающих установок по производству автобензина в июне уменьшится до 4,9% от их общей производительности против 17,1% в мае. Простой мощностей по выпуску низкосернистого товарного дизельного топлива на российских заводах снизится в следующем месяце до 0,61 млн. т с 1,07 млн. т в мае. Сокращение выбывающих мощностей по производству товарного дизтоплива в июне в пересчете на выход целевого продукта позволит увеличить его выпуск на 0,43 млн. т по сравнению с маем, что составляет около 7% от месячного производства.
Рынок нефтепродуктов лихорадит. По данным компании “Алгоритм Топливный Интегратор”, в начале недели 14-20 мая биржевые сделки с автомобильным топливом оторвались от привязки к нетбэк. Так, средняя цена сделок с бензином марки АИ-95 подешевела 15 мая на 860 руб. до 53,96 тыс. руб. за тонну. Крупнейшие обвалы случились на НПЗ Самары и Уфы – до минус 1,5 тыс. руб. за тонну, а на Салавате – минус 2,9 тыс. руб. за тонну. Бензин марки АИ-92 подешевел на 1,43 тыс. руб. за тонну. Средняя цена сделок с дизельным топливом опустилась на 510 руб. до 48,84 тыс. руб. за тонну. Обвал (от 1 тыс. руб. за тонну и выше) был зарегистрирован на НПЗ Самары, Уфы, Волгограда. Компании на региональных рынках начали снижать мелкооптовые цены. Отменено анонсированное ранее повышение цены на дизельное топливо.
“Вероятно, в кабинетах регуляторов рынка сочли нецелесообразным разгонять внутренние цены на нефтепродукты вслед за нетбэк. Ведь сложилась парадоксальная ситуация – оптовые цены превысили розничные. Нефтяным компаниям дана рекомендация остановить или даже остудить биржевые показатели оптового звена, и они проявили понимание. На фоне высоких цен на нефть и доходов от ее экспорта уступка по внутреннему рынку была ожидаемой”, – отмечал аналитик компании “Алгоритм Топливный Интегратор” Виктор Костюков. В результате индексы на автомобильное топливо в России в начале прошлой недели резко пошли вниз. Несмотря на то, что цены на нефть на мировом рынке вышли на очередной рекорд 2018 г. – $80 за баррель.
Однако двухдневный спад бензиновых и дизельных цен дальнейшего продолжения не получил. По информации “Алгоритм Топливный Интегратор”, провал индексов 15 и 16 мая оказался лишь скоординированной остановкой перед крутым взлетом ценовых индексов на моторное топливо. Так, 17 мая средняя цена сделок с бензином АИ-95 выросла на 1,62 тыс. руб., до 55,07 тыс. руб. за тонну. Самый крупный отскок зарегистрирован на НОРСИ – плюс 2,26 тыс. руб. за тонну, а также в Уфе – плюс 2,69 тыс. руб. за тонну. Самая острая борьба за ресурс АИ-95 зарегистрирована в Самарской и Уфимской группах НПЗ, где цены от начала торгов к их концу взлетели за день на 2,3-2,7 тыс. руб. за тонну. Средняя цена сделок с бензином АИ-92 повысилась на 1,44 тыс. руб., до 54,53 тыс. руб. за тонну. Рост цен более чем на 1,5 тыс. руб. за тонну между открытием и закрытием торгов зарегистрирован на НПЗ НОРСИ, Саратова, Самары, ТАНЕКО, Перми. В сегменте дизельного топлива прирост цены относительно предыдущего дня составил 660 руб. до 46,01 руб. за тонну.
“Чтобы придавить цены и удерживать их на низких уровнях, нужно залить рынок с избытком, как это происходило в декабре 2017 г. – феврале 2018 г. Однако такими ресурсами нефтяная отрасль не располагает из-за продолжающихся ремонтов НПЗ. К тому же нефтяные компании снижать оптовые цены в угоду владельцам независимых АЗС, коих они рассматривают в качестве конкурентов, желанием не горят. Право получать на внутреннем рынке доходность от реализации топлива не ниже, чем на экспорте у ВИНК, никто отнять не может. Что же касается роста цен на АЗС или отрицательной маржи на заправках, то эта проблема решаема. Но только не за счет “ручного управления”, о чем независимые просят Дмитрия Медведева, а путем грамотной налоговой политики в нефтяной отрасли”, – считает Костюков.
На рост цен на топливо сегодня жалуются не только в России. По мере роста стоимости нефти до $80, на американских заправках стали просить в среднем $2,9 за галлон бензина (3,78541 л). Литр бензина в Штатах сейчас стоит больше 47 руб. По данным Bloomberg, самое дешевое топливо сейчас в Венесуэле и Саудовской Аравии, в пересчете на российские рубли примерно 5 коп. и 5,63 руб. соответственно. Самое дорогое топливо продают в активно переходящей на электромобили Норвегии – порядка 90 руб. за литр. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)