На фоне резкого роста цен на бензин еще активнее стало дорожать газомоторное топливо, как раз в то время, когда автомобилисты начали активно обсуждать вопрос перевода машин на газ. По данным Росстата, за май бензин подорожал на 5,6%, при этом газ прибавил в цене еще больше – 7,7%. На фоне паники вокруг бензина этот факт остался незамеченным.
Почему же растут цены на газ и как они могут измениться за лето?
В начале июня в соцсетях автомобилисты стали активно обсуждать тарифы на газ. Так, автовладельцы с Кузбасса подсчитали, что пропан с 6 июня стал стоить 20,1 руб., тогда как весной его цена колебалась в диапазоне от 19,2 до 19,6 руб./л. Аналогичные подсчеты делали и автомобилисты в других городах. Результаты неутешительны. Газомоторное топливо стремительно дорожает.
“Рост цен на пропан является следствием роста цен на бензин, – считает старший аналитик “Альпари” Роман Ткачук. – На фоне подорожания бензина вырос спрос на газомоторное топливо. Те предприятия, в автопарке которых есть машины на бензине и на газе, стали отдавать предпочтение последним. Продавцы пропана не преминули воспользоваться ситуацией. Если регулирующие органы не возьмут ситуацию под контроль, то пропан продолжит дорожать. Летом цены на газомоторное топливо могут вырасти до 21 руб.”.
Действительно, в этом году спрос на газ стал заметно расти. Этой темой всерьез заинтересовались и автовладельцы, и бизнес. Причем если посмотреть на динамику роста цен на сырье, то становится очевидно: у газа куда больше потенциал для роста и цена на него может расти большими темпами, чем цена на бензин.
Как отмечает ведущий аналитик ООО “Эксперт плюс” Мария Сальникова, с 2014 г. газомоторное топливо подорожало на 11%, в то время как дизель, бензин и электроэнергия на 20% и более. Выгода использования газомоторного топлива очевидна, спрос был стабильным, но не прогрессивным. Сальникова вспоминает, что в мае в Москве проходила конференция по газомоторному топливу, на которой одной из проблем развития отрасли назвали недостаточное количество газовых заправок. Соответственно, возникает необходимость строительства новых заправок, а на это откуда-то надо брать деньги. Уже один этот факт говорит о том, что газ продолжит дорожать.
В то же время ряд экспертов считает, что переход автомобилистов на газ не мог так резко повлиять на цены. В частности, эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов и вовсе отрицает эту связь. По его мнению, пока перевод машин на газ не носит такого массового характера. Куда большее значение будет иметь позиция правительства, которое регулирует цены.
“Газомоторное топливо начало расти вслед за бензином, однако природа его роста другая, – добавляет ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. – Бензин дорожает за счет формирующегося дефицита, потому что компании начинают активно экспортировать продукцию за рубеж, где они могут заработать больше из-за высокой разницы в цене. Газомоторного топлива в России производится достаточно. Вся инфраструктура АГЗС по стране в целом является дотационной. Спрос на это топливо относительно небольшой, а издержки содержания высоки. Производители, скорее всего, пытаются воспользоваться ситуацией, чтобы сократить издержки”.
Впрочем, каким бы высоким ни был спрос на газ, предел роста цен на топливо все-таки есть. В нефтегазовой отрасли конкуренция носит относительный, если не сказать условный, характер. Сказывается влияние монополий. К тому же правительство сейчас ведет активную работу по стабилизации цен на топливо, в частности снижает акцизы на бензин. Валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров считает, что продекларированные усилия правительства к заметному снижению цен не приведут, но будут способствовать их стабилизации. По его мнению, цены на газ летом будут колебаться на уровне показателей начала июня. (nangs.org/Химия Украины и мира)