Для трехкратного увеличения экспорта предлагается ввести дополнительные субсидии.
Минэнерго сформулировало предложения о поддержке нефтехимической отрасли до 2030 г. Поручение подготовить меры стимулирования экспортно-ориентированного производства на базе нафты, сжиженных углеводородных газов (СУГ) и этана было дано министру энергетики Александру Новаку 22 июня на совещании у вице-премьера по ТЭК Дмитрия Козака. Комплекс предложений Минэнерго включает введение обратных акцизов на СУГ и “возврат инфраструктурной составляющей” для этана, направляемого на нефтехимию. Представитель Минэнерго пока не смог объяснить, что министерство подразумевает под “возвратом инфраструктурной составляющей”.
Общее дополнительное субсидирование в 2019 г. министерство оценивает в 55 млрд. руб. (124 млрд. с учетом уже действующего обратного акциза на нафту). Компенсация расходов на инфраструктуру может обойтись бюджету еще в 45 млрд. руб./год начиная с 2024 г.
Инвестиционные решения по большинству проектов в нефтехимии не приняты и зависят от создания стабильных благоприятных условий, говорится в презентации Минэнерго. Увеличение экспорта продуктов нефте- и газохимии требует больших капитальных затрат, но от момента принятия инвестиционного решения до ввода новых мощностей в нефтехимии проходит 6-7 лет, подчеркивает министерство, приводя в пример “Запсибнефтехим”, который в Тобольске строит “СИБУР”. Фиксировать неизменность стимулирования для производства на базе СУГ и этана и сохранять его для нафты необходимо не менее 10-15 лет, считает Минэнерго.
Потенциально это должно улучшить экономику как минимум десяти проектов, среди которых ВНХК “Роснефти”, “ГХК Усть-Луга”, Новоуренгойский ГХК (проект “Газпрома”, существует с 1993 г.). Суммарные новые мощности оцениваются более чем в 12 млн. т, капитальные вложение в эти проекты превышают $50 млрд., а рост выручки – 600 млрд. руб., из которых около $5 млрд. – от экспорта. Кроме того, развитие отрасли создаст более 18000 дополнительных рабочих мест, посчитали в Минэнерго.
В 2017 г., по оценкам Минэнерго, экспорт продуктов нефтехимии составил 2,4 млн. т ($3,2 млрд.). Общее производство – около 9,7 млн. т, импорт – около 1,9 млн. т.
Максимально быстрый эффект от предлагаемых мер можно получить от нефтехимического производства на основе СУГ, следует из презентации. Уже к 2021 г. ожидается двукратный рост использования СУГ в качестве сырья (до 5,7 млн. т).
Переработка нафты, которая с точки зрения субсидирования пока значительно более привлекательна, до 2024 г. вырастет лишь на 1,2 млн. т (на 25% по сравнению с 2017 г.), но к 2030 г. увеличится еще на 5 млн. т, ожидает Минэнерго. С периодом 2024-2030 гг. министерство связывает основные ожидания и по росту производства пиролиза этана. Сейчас газохимия потребляет около 0,8 млн. т пиролиза этана, к 2030 г. его использование может вырасти кратно – до 8,1 млн. т, в том числе более чем на 6 млн. т после 2024 г. (с вводом комплекса Амурский ГПЗ – Амурский ГХК и других проектов).
Ранее своей оценкой потенциала стимулирования нефтехимии на базе СУГ с Минэнерго делился “СИБУР”. В письме, отправленном на имя Новака 13 июня, топ-менеджмент “СИБУРа” подчеркивал, что действующее субсидирование переработки нафты и обсуждаемые параметры завершения налогового маневра (обнуление экспортных пошлин и повышение НДПИ) могут привести к еще большему перекосу в эффективности переработки СУГ и нафты в пользу последней. Нефтехимические производства и проекты, потребляющие нафту, получили некоторые преимущества перед теми, кто использует сжиженные газы и этан, констатирует представитель “СИБУРа”, хотя в мировой практике экономика нефтехимических производств, работающих на “легком” газовом сырье, часто выглядит более предпочтительной.
В России из-за “обратного акциза” переработка нафты получила неестественно высокий уровень субсидирования, а СУГ лишились его из-за устройства формулы пошлины, которая обнулилась при низких ценах на нефть, объясняет руководитель информационно-аналитического центра Rupec Андрей Костин: “Это создает ненормальный, неестественный диспаритет”. Выбор инвестора определяется не рыночными факторами, а именно наличием этой субсидии, продолжает он: пример – проект Иркутской нефтяной компании, который может получать только СУГи, а они не субсидируются. Участникам отрасли сложно строить долгосрочные планы в нефтехимии, предупреждает представитель “СИБУРа”: проекты на этане и СУГ требуют дополнительной проработки, а проекты на нафте сталкиваются с неопределенностью, так как не зафиксирован срок действия обратного акциза на нафту.
Кто больше других выиграет от субсидии на СУГ – сказать трудно, считает Костин: “С нафты на СУГ могут перестроиться очень многие”. “Теоретически главным бенефициаром будет тот, кто является крупнейшим переработчиком сырья на пиролизе. Из крупных новых проектов пока реализуется только один такой – это “Запсибнефтехим”, – объясняет Костин.
Представители “ЛУКойла”, “Роснефти”, «ТАИФа» и “Газпром нефти” пока не ответили на вопросы. (nangs.org/Химия Украины и мира)