Дисбаланс между объемом поставки авиационного топлива в порт Николаева и последующими отгрузками из порта за 8 месяцев текущего года достиг 94,5 тыс. т. Это на 6,9 тыс. т (8%) больше, чем за весь 2017 г., свидетельствуют данные исследования “Консалтинговой группы А-95”.
Всего в этот порт за 8 месяцев танкерами были поставлены 107,9 тыс. т реактивного топлива, а по железной дороге из порта вышли 12,9 тыс. т (12%). Для сравнения: за аналогичный период 2017 г. поставка была на уровне 71,9 тыс. т, отгрузка – 33,3 тыс. т (46%)
Объем автомобильных отгрузок с порта неизвестен, однако в южном и центральном регионах, куда логистически возможны такие поставки, нет крупных конечных потребителей авиатоплива. Кроме того, в Николаеве нет мощностей для хранения такого значительного объема ресурса.
94% от общего объема поставок авиационного керосина в Николаевский порт приходится на компании из орбиты “Трейд Коммодити”. Это “Август Пром”, “Ферст Групп” и “Фидея”. За 8 месяцев эта группа компаний импортировала 101,3 тыс. т авиационного топлива против 57,3 тыс. т за аналогичный период 2017 г.
“Трейд Коммодити” с 2016 г. остается лидером по объему импорта топлива. На нее приходится 33% всех импортных поставок (101 тыс. т из общего импорта 309 тыс. т).
В августе 2018 г. в Украину импортированы 50 тыс. т авиационного топлива, что является максимальным объемом месячного импорта за всю историю наблюдений. Это объясняется в том числе активизацией поставок компаниями OKKO, WOG и Socar в рамках выполнения июньского тендера Министерства обороны, по которому срок поставки обозначен августом-сентябрем.
Также в августе этого года впервые с сентября 2017 г. объем железнодорожных поставок превысил импорт через морпорты.
Всего за 8 месяцев 2018 г. импорт авиационного топлива составил 309,1 тыс. т, что на 52% (105,2 тыс. т) превышает объем аналогичного периода 2017 г. На железнодорожные поставки пришлось 42% импорта, или 128,6 тыс. т, на морские – 58%, или 180,4 тыс. т. В аналогичный период 2017 г. соотношение ж/д и морских поставок составляло 36% против 64%.
Баланс рынка авиационного топлива за 8 месяцев 2018 г. составил 458 тыс. т, что на 42% (134,6 тыс. т) превышает баланс за аналогичный период 2017 г. Внутреннее производство за этот период увеличилось на 25% (единственный производитель – Кременчугский НПЗ). За 8 месяцев завод оценочно произвел 149 тыс. т против 120 тыс. т за аналогичный период 2017 г. При этом его доля в балансе рынка сократилась с 37% до 33%.
Рост рынка авиатоплива существенно опережает динамику роста авиаперевозок. По официальным данным Госавиаслужбы, рост пассажиропотока через украинские аэропорты за 8 месяцев 2018 г. составил 24,3%, а количество рейсов украинских авиакомпаний увеличилось на 8,2%.
Опережающие темпы роста поставок авиатоплива могут объясняться его нецелевым использованием. Эксперты и участники рынка считают, что керосин может смешиваться с дизельным топливом и продаваться под видом ДТ. Смешивание топлив имеет экономический смысл из-за семикратной разницы в акцизном налоге на ДТ (EUR139,5/тыс. л) и авиатопливо (EUR21/тыс. л).
Тот факт, что авиационное топливо некоторые участники рынка смешивают с дизельным топливом, подтвердил начальник Энергетической таможни ГФС Игорь Пиковский. При этом он подчеркнул, что это точно не происходит в зонах таможенного контроля. “Действительно, мы все прекрасно понимаем, что авиационным топливом “бодяжат” соляру и говорить о чем-то другом кроме слова “бодяжат”, думаю, не имеет смысла”, – сказал И. Пиковский.
На международной конференции Petroleum X начальник отдела администрирования акцизного налога в структуре ГФС Андрей Филозоп заявил, что служба разработала проект закона, призванный решить вопрос нецелевого использования авиационного топлива. Этот законопроект предусматривает введение дифференцированных ставок акцизного налога на авиационное топливо в зависимости от его целевого использования. По словам А. Филозопа, после его принятия импортировать топливо с текущей ставкой акциза EUR21/тыс. л смогут только те компании, которые действительно используют топливо для заправки самолетов. Для остальных импортеров она повысится до примерно EUR200/тыс. л. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)