Одной из главных тем 2018 г. стал резкий рост цен на бензин. Чтобы его усмирить, потребовалось экстренное вмешательство властей и договоренности с нефтекомпаниями.
Ситуация с ценами на топливо весной начала выглядеть как экстренная. В первую неделю 2018 г. бензин, по данным Росстата, в рознице стоил в среднем по стране 39,9 руб./л. Психологическую на тот момент отметку в 40 руб. цена преодолела только в середине апреля, а дальше начался галопирующий рост. Уже в мае цена в течение двух недель подряд превысила уровни в 41 и 42 руб./л, а к 4 июня была преодолена отметка в 43 руб. и бензин в среднем стал стоить 43,43 руб./л.
Чтобы понять, чего ждать от цен в 2019 г., надо посмотреть, почему они росли и как их сдерживали в 2018 г.
Остановить рост. Колоссальное повышение цен на топливо весной и в начале лета эксперты объясняли по большей части тем, что экспорт стал значительно выгоднее продаж внутри страны. На это влияли и растущие цены на нефть, и курс рубля.
Одной из причин роста цен на топливо стали акцизы. С 1 января они повысились на 913 руб./т бензина пятого класса и на 865 руб./т дизтоплива. Кроме того, с 1 июля планировалось повышение акциза на бензин на 679 руб. и на дизтопливо на 593 руб., что автоматически вело к новому повышению цен. В конце мая в ситуацию с ценами резко вмешалось правительство: Кабмин поручил Минфину подготовить законопроект о снижении акцизов. Власти отказались от роста акцизов с 1 июля и даже решили их снизить с 1 июня – на дизтопливо на 2000 руб./т от действующих, на бензин – на 3000 руб.
Вице-премьер Дмитрий Козак 18 мая стал куратором энергетики и промышленности в новом составе правительства РФ. 30 мая он провел совещание с нефтекомпаниями, на котором они пообещали держать розничные цены на сложившемся тогда уровне. Кабмин пообещал разобраться с нерешенными налоговыми вопросами и разработать меры поддержки отрасли. Но власти придумали для себя возможность экстренно вмешиваться в ситуацию с ценами на топливо: правительство получило право вводить заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов.
В итоге в июне рост средних цен на бензин в рознице замедлился до 2,1% после 5,6% в мае, а в июле цены снизились на 0,2% по сравнению с предыдущим месяцем. Это произошло впервые в 2018 г., но уже в сентябре вновь возобновился рост.
Оптовые цены вели себя похоже. В мае цены производителей в РФ на бензин росли на 18,7% по сравнению с апрелем. В июле произошло существенное снижение – на 8,7%. Однако в сентябре цены возобновили рост, увеличившись сразу на 10%. Это означало, что как минимум будет расти стоимость бензина на так называемых независимых АЗС, которые не принадлежат крупным нефтекомпаниям.
Такая ситуация потребовала новых договоренностей. Прошло очередное совещание у Козака, по итогам которого в начале ноября Минэнерго и ФАС подписали с десятью крупными нефтекомпаниями РФ соглашения по стабилизации рынка топлива на срок с 1 ноября по 31 марта 2019 г. В них оговорены объемы и цены оптовых поставок, причем объявлялось, что цены до конца года останутся на уровне конца мая – начала июня.
В сухом остатке получается, что с начала года бензин подорожал на 3,53 руб. к началу июня и достиг цены в 43,43 руб./л. По данным на 24 декабря он даже подешевел на 1 копейку с июньского уровня – до 43,42 руб.
Что будет с ценами в 2019 г. Цены на топливо в 2019 г. по сути уже определены в соглашениях, подписанных нефтяниками с Минэнерго и ФАС в начале ноября. В них зафиксировано, что оптовые цены за 2019 г. плавно вырастут на 4-4,6%. Розничные цены компании повысят с 1 января не более чем на 1,7% (с учетом повышения НДС), а с 1 февраля будут их индексировать равномерно так, чтобы по итогам года не превысить прогнозную среднегодовую инфляцию (4,6%).
“Возможна какая-то корректировка, связанная с ростом НДС в начале января, я не думаю, что она будет значительной. Действительно должна быть мягкая корректировка в районе 1-1,5%, не более того. А дальше правительство должно будет внимательно следить за тем, что происходит на рынке, на мировом рынке и на российской рынке”, – напутствовал Кабмин и нефтекомпании президент РФ Владимир Путин в конце декабря.
На случай экстренных ситуаций у правительства все также будет право вводить заградительные пошлины на экспорт.
Очередное повышение акцизов на топливо с 1 января, по мнению властей, не приведет к росту цен на топливо благодаря принятым налоговым решениям. Одним из главных инструментов корректировки цен станет так называемый демпфирующий механизм, призванный сглаживать резкие колебания цен. Он будет применяться, пока оптовая цена бензина и дизтоплива равна установленной базовой плюс 10%. Когда фактическая цена будет находиться в этих пределах, государство компенсирует компаниям 50% (в 2019 г. – 60%) разницы между ней и более высокой экспортной ценой. При более низкой экспортной цене эти 50% разницы компании выплатят государству. На 2019 г. базовый уровень для бензина – 50,4 тыс. руб./т, дизтоплива – 45 тыс. руб. При росте фактических цен больше чем на 10% от базовых демпфирующий механизм обнуляется.
По мнению аналитика Vygon Consulting Анны Львовой, с учетом демпфирующего механизма netback, то есть разница между экспортной и внутренней ценой за вычетом транспортных расходов, очень сильно повлиявший на цены в 2018 г., будет оказывать минимальное влияние на стоимость топлива в опте и рознице в 2019 г. Кроме того, демпфирующий механизм также компенсирует повышение акцизов и НДС, отмечает эксперт. Без него рост налоговой нагрузки привел бы к увеличению цен на бензин Аи-92 на 4,4 руб./л (10%), дизтоплива – на 3,5 руб./л (7%), подсчитала Львова.
Сейчас цены на нефть в целом снижаются и Львова называет их комфортными: при продаже топлива на внутреннем рынке у нефтекомпаний появились оптовые премии (2-4 тыс. руб./т), а маржа АЗС значительно выросла (до 7 руб./л).
“В отсутствие демпфирующего механизма отрасль смогла бы компенсировать убытки, понесенные в 2018 г. Но с его появлением все дополнительные доходы, начиная с 2019 г., при низких ценах на нефть будут изъяты в пользу бюджета”, – пояснила Львова. (Rcc/Химия Украины и мира)