Казахстан в ближайшее время может принять решение об ограничении импорта топлива из России. В республике наблюдается перепроизводство автомобильного бензина. Об этом сообщил заместитель министра энергетики РК Болат Акчулаков.
После расширенного заседания комитета сената по вопросу ратификации протокола о внесении изменений в казахстанско-российское межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов Б. Акчулаков заявил, что запрет на вывоз из страны дизельного топлива и запрет на ввоз российского бензина будут обсуждаться в правительстве.
“Политика следующая. Мы создаем стратегические резервы. Сегодня в Казахстане пытаемся держать уровень не более 300 тыс. т по 92-му топливу. В связи с тем, что мы не можем никуда экспортировать, мы перепроизводим бензин. Сегодня более 350 тыс. т в резервуарах лежат, плюс есть возможности в этом году производить свыше этого объема 500 тыс. т. Поэтому говорим об этом излишке. По 98-му мы тоже закрыты, и по 95-му. По 98-му тоже есть сезонные колебания”, – рассказал заместитель министра. При этом он уточнил, что республика оставит за собой “возможность завезти до 5 тыс. т из России 98-го топлива, просто потому что его много не потребляется”.
По оценкам министерства энергетики РК, объемы потребления дизельного топлива остаются на уровне 4,5 млн. т/год. Производство же прогнозируется на уровне 4,5-4,7 млн. т. “То есть мы полностью закрываем дизтопливо. Но, тем не менее, есть сезонные колебания, мы оставляем возможность завезти из России до 300 тыс. т дизтоплива на случаи с непредвиденными ситуациями. Запасы, сформированные сегодня по дизельному топливу, составляют 250 тыс. т, на нефтебазах держим, готовимся к полевым работам”, – уточнил замминистра.
Комментируя ситуация с авиакеросином, Б. Акчулаков заявил, что в 2018 г. Казахстан мог полностью закрыть собственные потребности, но около полугода потребовалось для сертификации продукции. “В прошлом году мы произвели порядка 300 тыс. т авиакеросина при потреблении 630 тыс. т. Это почти половина объема. Остальное завозили из РФ. Мы готовы были производить, но у нас полгода ушло на сертификацию топлива, а это требование международного агентства ИАТА. В прошлом году закончены эти работы. В этом году по плану будем производить 694 тыс. т авиакеросина при внутреннем потреблении порядка 630-650 тыс. т. Если будет больше потребление, мы оставили опцию завоза из РФ до 300 тыс. т авиакеросина на случай непредвиденных обстоятельств”, – резюмировал он.
Ранее Казахстан уже вводил ограничения на поставки российского автомобильного топлива на территорию республики, объясняя решение желанием избежать затоваривания рынка. Местные НПЗ в 2018 г. завершили модернизацию, в результате которой выросли объемы производства бензина и дизтоплива. Увеличенные мощности позволяют предприятиям не только обеспечить внутренний рынок, но и организовать экспорт нефтепродуктов.
“По некоторым позициям – по дизельному топливу и по топливу для самолетов – есть пока небольшие проблемы, которые в ближайшее время будут решены. Поэтому было принято дополнительное соглашение, которое будет ратифицироваться на заседании парламента, по которому мы вводим запрет на ввоз тех продуктов, которых у нас в достатке, от Российской Федерации. И делаем своеобразное разрешение на экспорт наших нефтепродуктов, на которые у нас имеется излишек”, – рассказал депутат сената парламента РК Михаил Бортинк.
В настоящее время в Казахстане действуют Атырауский, Павлодарский и Шымкентский НПЗ. По окончании модернизации мощность переработки нефти на трех заводах выросла с 13,8 до 16,5 млн. т, увеличился выпуск всех видов светлых нефтепродуктов. Объем производства автомобильного бензина вырос на 2,35 млн. т, дизтоплива – на 0,9 млн. т, авиакеросина – на 0,54 млн. т.
3 октября 2018 г. в Москве министр энергетики РК Канат Бозумбаев и министр энергетики РФ Александр Новак подписали межправительственный протокол о внесении изменений в соглашение между двумя правительствами о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 г. Вносимые изменения позволят регулировать ввоз нефтепродуктов из России в Казахстан и экспорт нефтепродуктов с территории Казахстана за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза на межведомственном уровне (на уровне энергетических ведомств двух стран). Таким образом, Казахстан сможет оперативнее принимать решения по открытию/закрытию экспорта или импорта отдельных видов нефтепродуктов в зависимости от баланса внутреннего рынка ГСМ. (rupec.ru/Химия Украины и мира)