Экспорт нефтепродуктов из России, по данным Минэнерго, в январе рванул вверх. Доля бензина, отправленного за рубеж, в сравнении с декабрем 2018 г. увеличилась на 60%, дизельного топлива – на 30%. Рост экспорта, а также увеличение НДПИ, НДС и ставок акцизов на топливо повышают риски очередного скачка цен после 31 марта, предупреждают эксперты.
Факторы роста. Российские нефтяники, по данным центрального диспетчерского управления ТЭК (подведомственно Минэнерго), в январе отправили на экспорт 332,7 тыс. т высокооктанового бензина экологического пятого класса. Рост по сравнению с аналогичным показателем декабря прошлого года составил свыше 60%. Также на внешние рынки утекло 3,1 млн. т дизельного топлива, что больше декабрьских показателей примерно на треть и на 15% превышает объемы, которые поступили на внутренний рынок. В декабре и ноябре прошлого года пропорция была обратная – отечественные потребители получили от нефтяников больше солярки, нежели зарубежные.
Увлеченность некоторых НПЗ экспортной альтернативой объяснима, но вкупе с другими факторами создает дополнительные риски скачка цен после 31 марта, когда истечет срок соглашения правительства с нефтяниками, сказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. «С апреля начинается посевная, а НПЗ проводят традиционные ремонты. И оба эти фактора способствуют повышению цен на бензин и дизель», – отметил эксперт.
Кроме этого, по его словам, есть и другие причины для роста цен, вызванные решениями правительства, – рост ставок по трем важным показателям: акцизы, НДПИ и НДС. При этом надо учитывать, что доля акциза и НДПИ составляет свыше 40% в цене нефтепродуктов, плюс 20% НДС. С 1 января 2019 г. акцизная ставка на бензин пятого класса и дизельное топливо выросла в 1,5 раза. За минувший год средняя ставка НДПИ увеличилась на 53,3% по сравнению с 2017 г. Из-за чрезмерного налогового бремени нефтеперерабатывающие заводы теряют в среднем 3 тыс. руб. на тонну дизельного топлива и 7 тыс. руб. на тонну бензина Аи-92.
На уровень конечных цен на топливо оказывают влияние и операционные затраты НПЗ, в первую очередь речь идет о росте транспортных тарифов. Так, тарифы на прокачку нефти по системе “Транснефти” в 2019 г. будут проиндексированы на 3,87%, тарифы РЖД на грузовые перевозки и пользование инфраструктурой – на 3,5%.
Правительство предусмотрело механизмы для сдерживания внутренних цен на топливо, но насколько они окажутся эффективны, пока никто не может точно сказать, отметил Александр Фролов.
В ходе выступления на правительственном часе в Совете Федерации вице-премьер Дмитрий Козак сказал, что только в марте будет возможно оценить влияние принятых мер по стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов. В то же время, по словам главы департамента таможенной и налоговой политики Минфина Алексея Сазанова, эффект от демпфирующего механизма, призванного компенсировать нефтяникам часть упущенной экспортной прибыли при реализации топлива на внутреннем рынке, будет виден минимум через 3-6 месяцев.
Александр Фролов отметил это противоречие и назвал принятые правительством меры “костылями, необходимость в которых отсутствовала бы в случае принятия рациональных решений по регулированию рынка моторного топлива”.
В ожидании надзора. По словам генерального директора “Инфо-ТЭК Терминал” Рустама Танкаева, налоговый маневр в отрасли, поставивший нефтепереработку на грань рентабельности, уже применяется, а обещанные правительством компенсации для НПЗ только вступают в действие, и неясно, будут ли они иметь реальный эффект. В конце прошлого года “Роснефть” и Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) разработали меры по стабилизации ситуации. В частности, они предлагают ограничить количество спекулятивных операций в ходе биржевых торгов, а также обратились к Центральному банку с инициативой по усилению надзора над их осуществлением. Сегодня непрозрачная структура некоторых биржевых сделок позволяет не раскрывать информацию о них, чем пользуются недобросовестные участники. Доля компаний-перекупщиков на рынке составляет около 80%.
“Роснефть” и СПбМТСБ полагают, что необходимо обеспечить участие в биржевых торгах всех производителей нефтепродуктов пропорционально их доле в общем объеме добычи.
Президент биржи Алексей Рыбников в январе отмечал, что идет активное обсуждение темы дальнейшего ужесточения требований к участникам торгов и правилам их допуска. По его словам, если сравнивать фондовый рынок и товарный, то на фондовом рынке и сама биржа, и все участники поднадзорны Центробанку, кроме того, участники торгов лицензируются. На товарном рынке лицензируется только биржа, а участники торгов никому не поднадзорны.
Предложения вполне целесообразны, поскольку они позволяют существенно снизить волатильность на бирже, на котировки которой ориентируются участники рынка, сказал руководитель энергетического департамента Института энергетики и финансов Алексей Громов.
Однако пока эти и другие механизмы контроля не приняты ситуация остается неопределенной, считает Александр Фролов. “Рынок пока не застрахован от ценовых скачков, вызванных либо ростом мировых цен на нефть – вопрос к Минфину, повысившему ставку НДПИ, – либо манипуляциями на внутреннем рынке”, – сказал эксперт. По его словам, рынок застыл в ожидании, возможно, перед очередным скачком цен.
Пока же многие эксперты подчеркивают, что стоимость топлива в России имеет потенциал приблизиться к европейской. Согласно исследованию агентства “РИА Рейтинг”, в РФ одни из самых низких в Европе цен на бензин для населения. (Rcc/Химия Украины и мира)