Снижение спроса на топливном рынке в начале года способствовало дальнейшему сокращению количества импортеров. Число компаний, растаможивавших нефтепродукты в январе, уменьшилось на 15% до 205, свидетельствуют данные исследования Консалтинговой группы “А-95”.
Процесс структуризации импорта продолжается с конца 2022 года, хотя и неодинаковыми для разных нефтепродуктов темпами. Наиболее выразительная трансформация происходит в поставках дизельного топлива. По состоянию на январь 2025 года его завозили 132 компании против 242 импортеров год назад и 399 компаний в январе 2023-го.
Стремительно начали исчезать импортеры дизтоплива в I полугодии 2024 г., когда польские фермеры осаждали ряд автомобильных КПП на западной границе. С одной стороны, это привело к стремительному падению автомобильных поставок польскими и балтийскими фирмами, с другой – к уменьшению количества украинских импортеров. Часть рынка перестроила логистику и увеличила закупки горючего по железной дороге, но импорт вагонами – это бизнес не для всех.
Из импортеров, работавших на западном направлении, в течение 2024 года исчезли несколько региональных сетей, в частности Chipo, Sens, VostokGaz и “Авиком”, прямые закупки и некоторые агрохолдинги. Так, “Агро-НВ” в 2023 году приобрела за рубежом 19 тыс. т дизеля, в прошлом году – всего 2 тыс. т, после чего исчезла из перечня импортеров.
Отсеивание искателей топливных доходов было и на юге. В течение прошлого года между южными поставщиками шла конкурентная борьба на все деньги. Уступая маржу ради объемов, морские трейдеры увеличили свою долю на рынке и обогатили свои клиентские базы компаниями, которые раньше самостоятельно возили горючее из Румынии или потерпели неудачу в собственных морских стартапах. Уже во второй половине 2024-го “сушили весла” такие маститые трейдеры, как “Контитенталь-Трейд”, “Арстак” и “Оранж Групп”. На короткое время в импортерах засветился и исчез “Данкор Трейд”, который на рынке более известен как поставщик LPG.
Из трейдеров следует выделить “Унимот Украина”, последние поставки компания осуществила в сентябре 2024 года.
Уменьшение количества импортеров сопровождалось концентрацией объемов вокруг крупных компаний. В январе 2025 г. на первую десятку компаний приходились 75%, тогда как год назад этот показатель составил 60%.
В течение 2025 года количество импортеров дизтоплива, вероятно, будет продолжать уменьшаться. Постепенное введение закона МЗНН будет способствовать отсеиванию компаний, которые не смогут обеспечить товарные запасы или их денежный эквивалент. (enkorr.ua)