Низкие температуры внесли коррективы на рынок. Турецкое и греческое горючее не сдали экзамен даже при умеренном похолодании, которое во второй половине недели стало ощутимее. Трейдеры вынуждены были снизить ценник, чтобы продать горючее.
Первые звоночки начали поступать в первой декаде февраля, когда температура воздуха опустилась ночью до -7 градусов С и ниже.
“Южный дизель не приспособлен к нашим зимам. Хотя у него по сертификату температура фильтрации -20 градусов С и ниже, но показатель помутнения очень мал – от -2 до -7 и -5 С, а это фактически летнее горючее”, – отметил один из трейдеров.
“Застывает горючее при понижении температуре на 5-15 С после помутнения. Поэтому если помутнение происходит при –2 С, то дизель застынет уже при –7 С. Что и происходит с большинством южного дизеля”, – добавил другой.
Производители из южных стран не производят зимний дизель на своих мощностях, а получают его благодаря добавлению присадок, которые со временем теряют свойства. Потому длительная доставка плюс несколько перевалок могут повлиять на его морозостойкость. К примеру, большая часть турецкого дизеля едет в страну через Румынию.
Здесь можно упомянуть историю “БРСМ-Нафты” и дизеля производства Star, который отгрузили с температурой +17 С. На этом история не закончилась и покупателей постигло невеселое продолжение: этот дизель не только остыл, но и застыл.
Тяжелый дебют с турецкой поставкой вышел в Wexler – две недели ожидания результатов проверки качества индийского ресурса из танкера Stellar. В конце недели “Анвитрейд” заявил о начале отгрузки 16 февраля по 45,20 грн./л. Несмотря на опасения трейдерского сообщества, это абсолютно рыночный уровень, который колебался в диапазоне 44,60-45,50 грн./л.
А вот кто реально шел по нижнему пределу, так это “Арстак” с тем же продуктом, что с температурой помутнения –2 С. Остальные – УНТК, “Параллель”, АО Энерго Трейд, “Солар Оил” и другие – стартовали с 45,10 грн./л.
Остается актуальным фактор “низкого сезона”. Хотя ресурса поступает немного из-за погодных условий, которые влияют на работу Сулины, но его все равно предостаточно, учитывая спрос.
По словам некоторых трейдеров, понижение поставок запланированное.
“Хотим немного разгрузить рынок”, – рассказал один из трейдеров. Другой отметил, что сейчас выгоднее покупать горючее на внутреннем рынке, чем самому его импортировать. “Поэтому мы по максимуму снизили свою отгрузку. Если нужно будет, купим на рынке”, – добавил он.
Рынок подсыхает. С 3 по 9 февраля импорт дизеля уменьшился на 12% до 69,4 тыс. т, что является одним из самых низких показателей с начала года. Также следует обратить внимание, что в целом поставки в этом году остаются очень низкими, что уже сказывается на спросе и возникновении локальных дефицитов, как было в случае с феерической акцией БРСМ.
Наибольшие потери понесла Польша, поставки из которой снизились на 28% до 22,6 тыс. т. Автообъемы упали на 15% до 49 бензовозов, железнодорожные – на 28% до 21,4 тыс. т.
Отсутствовали железнодорожные поставки из Литвы, но благодаря росту в два раза импорта автомобильным транспортом отгрузки из страны за неделю увеличились на 7% до 7 тыс. т. По словам одного из трейдеров дизеля Orlen Lietuvа, цены на автопартии были более выгодными, чем на железнодорожные.
На 17-23 февраля стоимость дизеля литовского производителя выросла на $15/т до $746-761/т. Прошедшие две недели цены были неизменны. Предложения украинских компаний выросли на 1 грн./л до 43,50-44,10 грн./л.
В пограничных областях на западе страны цены варьируются в пределах 46-47 грн./л. По нижней границе предлагает горючее ЗПЕК, верхняя граница принадлежит “Юкасу Петролиуму”, который не является прямым импортером дизельного горючего.
Европейские котировки после роста в середине недели откатились к уровню ниже, чем в начале недели в среднем на почти $5/т до $708-726/т в зависимости от направления. Но 14 февраля фьючерсы на газойль на Лондонской бирже закрылись на отметке $714,5/т, что может несколько увеличить котировки. (enkorr.ua)