В середине февраля цены предложений сжиженного газа в Польше, Литве и Румынии двигаются в разные стороны. Но как западные, так и южные поставщики сталкиваются с понижением спроса на украинском рынке.
Неблагоприятные погодные условия подсушили рынок на юге. Однако пауза, возникшая в поставках газа, не вызвала дефицита из-за слабого спроса. Во второй половине недели навигация в устье Дуная возобновилась. “Сулину открыли и три судна с газом успели попасть в канал”, – сказал один из трейдеров.
Компания “БРСМ-Нафта” 12 февраля привезла в Измаил партию сжиженного газа судном Boreas LPG для собственных нужд. По информации “Мартин-Трейд”, 14 февраля в Рени начнет разгружаться судно Gas Lisbon, привезшее 3 тыс. т пропана египетского происхождения. Также в сторону Галаца следует Kuzguncuk с 1 тыс. т пропана на борту, прибытие ожидается 14-15 февраля. До конци недели также могут успеть разгрузить 2 тыс. т газа судна Mona компании “Газтрим” и, возможно, другой танкер “БРСМ-Нафты” – Star Prime.
Автомобильные партии смеси на дунайских терминалах на неделе подешевели с 53000-55600 грн./т до 51500-54500 грн./т на фоне невысокого спроса. Пропан торговался в пределах 55000-56000 грн./т.
В начале следующей недели в Измаил ожидается прибытие танкера Gaz Redsea, везущего 3 тыс. т газа для компании “Вигазтрейд”. Также в сторону Рени следует Gas Elisabeth с примерно 1,5 тыс. т LPG. По слухам, судно зафрахтовал “Газтрим”. Участники рынка считают, что на неделе цены на дунайских терминалах могут еще немного упасть. “Идет большой объем газа, который на фоне низкого спроса прибьет цены на юге”, – констатирует один из импортеров.
На румынских базисах цены газа не претерпели изменений. Автомобильные партии пропана в Галаке предлагают по $760/т, в Мангалии – по $720/т. Спрос на газ из румынских терминалов остается низким как со стороны внутренних потребителей, так и украинских импортеров.
Цены автомобильных партий ПБТ на польских терминалах за неделю выросли с $686-775/т до $686-785/т на условиях FCA. Расширение диапазона произошло за счет повышения стоимости продукта, предлагаемого Unimot и Venor Polska. Впрочем, из-за непроходимых цен эти компании в феврале пока не продали ни одной тонны.
Реальными продажами могут похвастаться только Bialchem Group, Pakar Jacek и Barter. Стоимость их продуктов с учетом стоимости доставки на польско-украинскую границу составляет $721-760/т. Самую дешевая и одновременно самую тяжелую смесь от 650 евро/т FCA Белосток предлагает Pakar. Участники рынка уверены, что выйти на такую цену можно только с помощью российского сырья. “Происхождение смеси можно определить по составу. Если в нем очень мало изобутана, то, вероятно, здесь не обошлось без российского продукта”, – рассказал один из польских трейдеров.
Российский бутан, декларируемый по таможенному коду 290110, не попал под запрет, поэтому продолжает поступать на рынки Польши и стран Балтии. На неделе стоимость железнодорожных партий бутана на белорусско-польской границе не изменилась и составила $480-520/т DAP Брест.
Цены пропана и бутана в Северо-Западной Европе двигались в разные стороны в течение недели. Пропан торговался на уровне $570/т CIF ARA, это на $11/т меньше по сравнению с неделей ранее. Котировки бутана выросли на $15/т до $637/т. Стоимость оптовых партий пропана в Гданьске снизилась на $10/т до $785-805/т.
Цены на литовских терминалах выросли на $10-12/т до $806-813/т с учетом транспорта до польско-украинской границы. Стоимость смеси производства Orlen Lietuva для украинских клиентов на следующую неделю выросла на $15/т до $685/т FCA Юодекай. “Мы решили не брать их объемы в этот раз, потому что цена стала непривлекательной”, – сказал один из импортеров.
Цены железнодорожных партий на польско-украинской границе почти не изменились в течение недели и составили $785-810/т DAP Изов/Ягодин. Впрочем, из-за высоких цен спрос на газ в вагонах с польского направления остается близким к нулю. Известно, что на неделе по крайней мере две компании приобрели железнодорожный объем ПБТ производства MOL по $715-720/т на условиях DAP Эперешке. В начале февраля на рынок поставлялся также и offspec с венгерского завода. Сеть “БРСМ-Нафта” импортировала партию бутана с содержанием серы 262 ppm по $545/т DAP Эперешке. (enkorr.ua)