С начала полномасштабного вторжения импорт бензина в Украину остается неизменным – 1,24 млн. т – и фактически соответствует объемам 2021 года. Разница в том, что тогда 85% (1 млн. т бензина) поступали из Беларуси, а с 2022 года тот же миллион тонн завозят из Европы. Это о том, что жизнь без энергоносителей из России и Беларуси – не вымысел, а реальность.
Новый мир. Как и в области снабжения самого массового продукта, дизтоплива, прошлый год стал периодом оптимизации логистики. За год география импорта бензина сузилась с 16 до 11 стран. Список покинули Венгрия, Грузия, Нидерланды, Эстония, Хорватия. Эти поставки было эпизодическими, поэтому рынок не почувствовал дискомфорта из-за их исчезновения.
Бензиновый поток переместился с юга на запад: чуть более половины (56%) общего импорта въехало через западную границу. По сравнению с 2023 годом это направление увеличилось на 35% (692,6 тыс. т).
В то же время юг потерял 25% преимущественно из-за снижения объемов из Греции. Этот источник поставлял эпизодически, когда рынку не хватало традиционных поставщиков. Например, в начале 2023 года, когда Украина и Европа готовились к эмбарго на импорт нефтепродуктов из РФ, или накануне повышения акцизов и НДС летом 2023 года и в августе прошлого года. Основная причина переориентации импорта бензина с юга на запад – лучшая цена на продукт в странах, где ценообразование базируется на котировках на Балтике. Во-первых, они были выгоднее средиземноморских (южных). Во-вторых, все более ощутимым становится профицит бензина на севере Европы, возникший, в частности, из-за уменьшения экспорта в Африку. Результатом этих приятных для потребителей процессов стало возвращение ценовых формул для Украины на довоенный уровень 2021 года.
Особенно боролся за потребителя хорошо знакомый украинскому рынку и водителям литовский НПЗ в Мажейкяе, принадлежащий польскому концерну Орлен. Завод увеличил отгрузку украинским компаниям на 56% (до 235,9 тыс. т) и таким образом вернулся к объемам 2021 года. Кроме привлекательных цен “Орлен Летува” пришлось прибегнуть и к техническим действиям, в частности, реконструировать железнодорожный терминал “Моцкава” (переваливает горючее из широкого “советского” пути на узкую европейскую на границе Литвы и Польши). Благодаря этому пропускная мощность выросла с 90 до 170 тыс. т в месяц.
Ключевым бенефициаром указанных изменений стал WOG, увеличивший закупку литовского бензина вдвое до 98,7 тыс. т. Следует отметить, что эта сеть является давним ценителем литовского продукта.
Orlen укрепляет позиции. Польша и Румыния продолжают делить между собой 46% всего импорта бензина, за год объемы почти не изменились.
Импорт из Польши на 87% формировал Orlen, за год прибавивший 60% (240,4 тыс. т). Такой взлет обеспечили ОККО и WOG, которые сформировали 90% портфеля. Вместе с литовскими объемами за год PKN Orlen отгрузил в Украину 476,3 тыс. т бензина и закрепил за собой статус безоговорочного лидера.
В Румынии роль Orlen выполняет OMV Petrom – 92% от поставок из страны (283 тыс. т). Обеспечили поток те же ОККО и WOG. Компанию им составила AMIC Energy.
Вышеупомянутая неблагоприятная конъюнктура рынка бензина создала для OMV Petrom непростую ситуацию, которая угрожала оттоком клиентов в северном направлении. По имеющейся информации, в 2025 году производитель вынужден был пересмотреть цены в сторону снижения и тем самым смог остановить побег ОККО и AMIC. А вот WOG, похоже, сбежал.
Немецкое топливо. В 2021 году представить поставки немецкого бензина в Украину было не менее фантастично, чем импорт американского дизеля. В 2024-м это стало обыденностью. Германия взлетела с одного бензовоза в 2023 году до 175,8 тыс. т в 2024-м и заняла четвертое место в рейтинге направлений импорта.
Первым проложил тропу на бывший НПЗ “Роснефти” в городе Шведт польский холдинг Unimot, но на широкий железнодорожный путь (во всех смыслах этого слова) поток поставила сеть UPG. Она стала не только крупнейшим поставщиком из Германии, но и полностью перешла на этот недешевый, но качественный ресурс.
Параллельно рынок открыл для себя второго немецкого производителя – Holborn Europa Raffinerie. Небольшой завод оказался очень дружественным и гибким к украинским контрагентам, поэтому увезли оттуда как ключевые игроки в лице ОККО и WOG, так и региональные сети и трейдеры – “Надежда”, “Мартин Трейд” и т. д. Не устояла даже “БРСМ-Нафта”, которая продает на своих колонках горючее собственного производства.
В этом году позиции немцев имеют все шансы укрепиться. Доступность ресурса обещает улучшить уже упомянутый Unimot, специально для поставок в Украину разработавший логистическую схему без хранения бензина на нефтебазах в Польше.
Высокооктановый бензин. В 2024 году на 30% вырос импорт высокооктанового бензина А-98/100 (36,4 тыс. т). Все ведущие поставщики увеличили импорт.
Лидером остается UPG, на счету которой 63% общего объема – 23 тыс. т, что на 21% больше, чем в 2023 году. Почти весь объем сеть привезла из Германии. UPG содержит крупнейшую сеть по продажам А-100 – более 70 АЗК. Далее следует WOG – 56 АЗК и KLO – 29.
Везли и будут везти. Неизменная тройка лидеров за последние два года – ОККО, WOG и UPG – импортировала вместе 62% общих объемов бензина.
Сеть ОККО, крупнейший продавец бензина в стране, укрепляла диверсифицированную структуру поставок по всем направлениям. Польша, Литва, Румыния, Германия – увеличение импорта из этих источников заменило экстренные поставки Греции в 2023 году.
WOG традиционно двигался по тем же направлениям, отказавшись от греческого бензина в пользу заводов “Орлена” и начав импорт из Германии. Отличием сети является постепенный уход от румынского OMV Petrom, который, как говорят источники в компании, стал самым дорогим в корзине WOG.
UPG выросла за год на 34% преимущественно благодаря стабильным оптовым продажам. Ключевым для сети стало почти полное изменение логистики: горючее поехало по железной дороге после того, как в ноябре 2023-го бензовозы компании, обеспечивавшие 100% импорта сети, застряли на границе из-за забастовки польских аграриев.
Рост импорта бензина компанией “АМИК Украина” на 72% связан прежде всего с переходом на прямые контракты с производителями, в то время как годом ранее сеть покупала большие объемы у других импортеров. Но направления остались предыдущие – Румыния и Литва.
Впервые с 2021 года в пятерку крупнейших импортеров бензина попал стопроцентный оптовик – УНТК, за год нарастивший закупку бензина на 71% (до 26,8 тыс. т).
На треть увеличил объемы бензина крупнейший оптовый трейдер “АО Энерго Трейд” (20,4 тыс. т).
УНТК и АО “Энерго Трейд” попали в рейтинг крупнейших на импорте из Молдовы (фактически это в основном румынский бензин).
Вдвое увеличила объемы импорта бензина “Параллель” – 22,2 тыс. т. Такой рывок предопределен стремительным и не до конца понятным ростом донецкой сети. Имея 30 АЗС преимущественно в охваченном войной Донбассе, в прошлом году она официально поглотила 70 заправок МОТТО, когда-то принадлежавших Эдуарду Ставицкому. Также к орбите “Параллели” с осени 2023 относят сеть “Прайм” (более 50 АЗС), специализирующуюся на заправке грузовиков. Также известно о покупке нескольких небольших сетей, включая EDF и Luxwen. Откуда такое финансовое вдохновение, доподлинно неизвестно.
Были и потери. Оставили десятку лучших импортеров бензина группа “Приват”, “БРСМ-Нафта” и “Анвитрейд”.
Первая с начала января фактически объявила дефолт: отдельные марки горючего начали исчезать с АЗС еще в октябре, а в начале года “Авиас” и ANP опустели, оставив владельцев топливных талонов и карт наедине со своими проблемами.
Чтобы снять вопрос о происхождении горючего и его качестве, “БРСМ-Нафта” во второй половине года начала импорт бензина. За пять месяцев были ввезены 12,4 тыс. т, что составляет около трети общей реализации сети за этот период. Правда, выявить паспорта на бензин на АЗС компании пока не удалось.
Сколько стоила независимость. Важным результатом 2024 г. стало полное исчезновение лишних премий, которые закладывали в цены европейские поставщики горючего. Таков был классический ответ рынка на внезапный спрос со стороны нового крупного потребителя, лишившийся 100% источников поставок нефтепродуктов в результате нападения россиян в феврале 2022 года. На пике – весной того года – наценки иногда составляли до 100% цены.
Благодаря кристаллизации контрагентов и развитию путей поставок наценки падали и в 2024 году исчезли. К примеру, формула ценообразования на литовский бензин вернулась к образцу 2021 года. Следовательно, топлива более чем достаточно. И все это без российского или белорусского ресурса. Какова же цена настоящей энергонезависимости?
Да, она выше из-за больших расстояний. Если бензин Мозырского НПЗ в Киеве в 2021 году вычислялся по формуле “североевропейская котировка плюс $30/т (расстояние до 300 км)”, то сейчас литовский бензин едет из Мажейкяя в волынский Яготин 840 км, а затем 500 км в Киев. И это уже стоит +$100/т к упомянутой котировке. То есть разница – $70/т или 2,2 грн./л. Это 4%.
Иными словами, белорусский бензин стоил бы не 58, а 55,8 грн./л. Но для потребителей Львова почти ничего не изменилось, потому что белорусский ресурс был далеко, а литовский сейчас ближе, чем к любому другому региону (за исключением разве что Волыни).
Можно уверенно прогнозировать, что после окончания войны, когда будет возобновлена украинская нефтепереработка и откроются морские порты, эта разница с российско-белорусским горючим уменьшится до 1-1,5 грн./л. Стоила ли независимость 2 грн./л? Вопрос риторический. Как и то, почему только война привела к этому отказу? (Сергей Куюн, Консалтинговая группа “А-95”, zn.ua, enkorr.ua)