Разница между ценами на биометанол и обычный метанол является самой высокой за последние девять месяцев и составляет $734/т.
Это отчасти обусловлено падением европейских цен на метанол, при этом котировка баржи метанола fob Роттердам достигла $348,97/т 12 февраля, самого низкого уровня с 7 августа. Увеличение импорта из США и перезапуск европейского завода мощностью 900000 т/год оказали понижательное давление на цены.
Цены на биометанол выросли в ходе последних сессий, следуя за ростом в более широком комплексе биотоплива после рекордно низких цен на возобновляемые топливные купоны (торгуемые кредиты, получаемые в основном за счет продажи смешанного биотоплива) в основных европейских центрах спроса в 2024 году.
Европейский спрос на биотопливо в 2025 году может быть поддержан за счет более жестких требований к использованию возобновляемых источников энергии на транспорте, а также изменений в правилах переноса талонов на возобновляемые виды топлива в Германии и Нидерландах.
Цены и спрос на биометанол в Великобритании растут. В Великобритании средняя цена биометанола Argus cif в феврале составила $1110/т, что на $22/т больше, чем в январе, и на $60/т больше, чем в сентябре 2024 года, когда цены достигли рекордно низкого уровня. Средняя цена в феврале прошлого года составила около $1094/т.
По словам участников рынка, цены частично поддерживались более высокими ценами на возобновляемое топливо (RTFC) в Великобритании в последнее время. В Великобритании RTFC 2025 без учета урожая в среднем составили 25,45 пенсов в первом квартале 2025 года, увеличившись на 1,88 пенса по сравнению с предыдущим кварталом.
Участники отметили, что в начале года спрос вырос в Великобритании и на европейском рынке в целом, в том числе со стороны добровольных секторов.
Биометанол используется в качестве компонента для смешивания бензина в Великобритании. Потребление в стране в 2024 году выросло на 45% по сравнению с предыдущим годом, но было на 7,9% ниже, чем в 2022 году, и составило 58 млн. литров, согласно третьему предварительному выпуску статистики по обязательствам по возобновляемому транспортному топливу за 2024 год.
Котировка Argus на биометанол с ценой франко-борт Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA) по состоянию на 12 февраля составила $1083/т.
Спрос на топливо в ЕС. Вступление в силу в январе правил FuelEU Maritime может привести к увеличению спроса на биометанол в судоходстве. Операторы судов, совершающих рейсы в, из и в пределах территориальных вод ЕС, должны сократить интенсивность выбросов парниковых газов (ПГ) на основе жизненного цикла на 2%. Сокращение увеличивается до 6% с 2030 года и постепенно достигает 80% к 2050 году.
Судоходные компании могут выбирать из ряда альтернативных видов судового топлива для сокращения выбросов. Только специализированные суда могут работать только на метаноле, но многие компании, включая Maersk, заказали двухтопливные суда, которые могут работать на метаноле и традиционном бункерном топливе, а также на биотопливных смесях, таких как B24 – смеси очень низкого содержания серы в топливе (VLSFO) и биодизеля на основе метилового эфира отработанного кулинарного масла (Ucome).
Международные соглашения о закупках возобновляемого метанола также на подъеме. Maersk подписала несколько писем о намерениях по закупке биометанола и е-метанола у производителей, включая Equinor, Proman и OCI Global, а также имеет соглашение с датской судоходной и логистической компанией Goldwind на 500000 тонн в год с 2024 года.
Биометанол и e-метанол, вероятно, станут наиболее конкурентоспособными и масштабируемыми путями декарбонизации в этом десятилетии, заявила Maersk. Несмотря на относительно небольшой объем, потребление “зеленого морского” топлива Maersk, которое включает биометанол, увеличилось в 2024 году на 38% до 3034 ГВт-ч.
Сингапурская контейнерная судоходная группа X-Press Feeders заявила, что с 2024 года будет закупать биометанол у техасского завода OCI.
По данным порта Роттердама, продажи бункерного топлива на основе биометанола в порту Роттердама в четвертом квартале 2024 года сократились более чем вдвое по сравнению с третьим кварталом, до 930 тонн, однако продажи были на 86% выше, чем в четвертом квартале 2023 года.
Риск UDB для импорта биометанола. По словам участников рынка, предложение Европейской комиссии исключить автоматическую сертификацию биометана и топлива на его основе из Единой базы данных по биотопливу, если в качестве топлива используется природный газ, транспортируемый по сетям за пределами ЕС, замедлило некоторые переговоры об импорте биометанола в 2025 году, особенно из США.
Отраслевые организации выразили обеспокоенность по поводу внедрения базы данных в частности тем, что это будет препятствовать развитию биометанового блока.
Обременительные сборы, чрезмерно строгие сроки, риск двойного учета и значительное увеличение числа участников, которым необходимо вводить данные, замедлят рост рынка, заявили Европейская сеть компоста и Европейская ассоциация по управлению отходами. Они рекомендуют отложить обязательное использование UDB до 1 января 2026 года “как минимум”. (argusmedia.com)