Власти Южной Кореи вводят дополнительные меры господдержки химическим компаниям страны, которые терпят убытки в конкуренции с производителями из КНР. Без китайского влияние не обошлось и на российском рынке ПЭТФ, где ФАС разбирается в причинах дефицита и в росте цен на этот полимер.
Корейский химпром под атакой китайских конкурентов. В феврале европейские, североамериканские и некоторые азиатские компании традиционно публикуют отчетность по итогам прошедшего года. И под пристальным вниманием аналитиков оказались финпоказатели корейского химического бизнеса.
Операционная прибыль LG Chem в 2024 году снизилась на 63,75%, составив 916,8 млрд. вон ($634,6 млн.). Ситуация у Lotte Chem еще хуже. Ее операционные убытки в 2024 году увеличились на 157% в годовом исчислении, достигнув 895 млрд. вон ($619,6 млн.). Обе компании назвали ключевой проблемой в нефтехимической отрасли глобальный переизбыток продукции из-за растущих мощностей и объемов выпуска китайских компаний.
Учитывая сложившуюся ситуацию, власти Южной Кореи пошли на беспрецедентные для страны меры поддержки. Еще в ноябре прошлого года правительство объявило, что будет стимулировать производителей к переходу на производство специальных химикатов с высокой добавленной стоимостью, таких как сополиэфиры и акрилонитрилбутадиенстирол (АБС). Эти продукты предполагают более высокую норму прибыли по сравнению с базовыми химикатами, такими как этилен. Другой частью стратегии властей стало содействие слияниям и поглощениям (M&A) среди нефтехимических компаний, чтобы помочь им консолидировать или продать неприбыльные активы.
А в декабре 2024 года правительство объявило о предоставлении до 3 трлн. корейских вон ($2,1 млрд.) в виде пакетов финансирования для нефтехимических компаний, стремящихся обновить свои бизнес-портфели. В феврале 2025 года власти снова расширили перечень мер поддержки. Для регионов, в которых размещены нефтехимические производства, власти Южной Кореи упростили процедуру присвоения статуса “зона реагирования на промышленный кризис”. Этот статус открывает доступ к государственной поддержке и финансовой помощи.
Власти страны видят угрозу не только в активизации китайской промышленности, но и в новых проектах на Ближнем Востоке. Однако насколько окажутся действенными предпринимаемые меры, пока не ясно.
ПЭТФ проверят на цену. На рынке России много шума наделал запрос Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о причинах изменения цен и структуре себестоимости полиэтилентерефталата (ПЭТФ). Запросы ведомство направило в структуру “Татнефти” “Экопэт” (220 тыс. тонн ПЭТФ в год), компании “Сибура” “Сибур-ПЭТФ” и “Полиэф” (общая мощность около 345 тыс. тонн ПЭТФ в год), входящий в “Европласт” завод “Сенеж” (100 тыс. тонн ПЭТФ в год), а также завод ГК “Титан” “Титан-Полимер” (72 тыс. тонн БОПЭТ-пленки и 210 тыс. ПЭТФ-гранул в год).
Объем российского потребления составляет 868 тыс. тонн в год. Оценки роста стоимости этой продукции сильно разнятся. По данным нескольких участников рынка из числа переработчиков ПЭТФ, на споте средняя стоимость тонны за 2024 год выросла более чем на 28%. Однако рост средней цены с учетом контрактных и спотовых цен был значительно ниже. По данным RUPEC, рост был в пределах инфляции – на 3-4% в среднем без учета волатильности.
При этом повышение имеет абсолютно обоснованные рыночные причины. После пиковых цен в апреле 2022 года отмечался четкий нисходящий тренд по большинству позиций, сменившийся ростом цен на ряд полимеров только в конце 2024 года. Производители некоторое время сдерживали рост цен, в частности взяв на себя затраты на логистику из Азии, но теперь для подорожания пластиков есть объективные причины, в том числе рост стоимости труда.
“За последний год в себестоимости производимой продукции значительно увеличилась стоимость сырьевой, логистической составляющей, а также кредитная нагрузка. За последний год сырье выросло на 20%, логистика – на 62%, рост ключевой ставки с начала 2024 года составил 31%”, – дополняют в “Титане”.
Кроме того, с 1 января 2025 года также в силу вступили новые нормативы в рамках расширенной ответственности производителей (РОП). Норматив утилизации упаковки увеличился до 55%. Ставки экосбора выросли на 15% по отношению к 2024 году.
В РФ есть дефицит ПЭТФ, но увеличить производство материала сегодня невозможно ввиду отсутствия сырья. Выход может быть в переходе к альтернативам. В сегменте упаковки готовой еды уже превалирует полипропилен, мощности производства которого превышают потребность внутреннего рынка. В “Сибуре” отмечают расширение мощностей за счет вовлечения вторичного ПЭТФ, а также предлагают производителям готовых изделий решения на базе более доступных материалов – полипропилена и полиэтилена.
Понятно, что вопрос обоснованности цен на полимеры волнует прежде всего их переработчиков. Однако и переработчики полимеров, и их производители, которые также относятся к перерабатывающей промышленности, подвержены действию одних и тех же факторов, влияющих на стоимость конечной продукции. Сами переработчики полимеров также повышают свои цены. По данным официальной статистики, их рост в сегменте готовых изделий из пластмасс и резины составил 7%. Поэтому вопросы обоснованности такого роста могут быть адресованы и переработчикам полимеров.
Интрига вокруг “Газпром нефтехим Салавата”. Наконец, стоит обратить внимание на те процессы, которые идут в последние два месяца в городе Салават (Республика Башкортостан). Генпрокуратура подала иск к бывшему топ-менеджеру “Газпром энерго” Алексею Митюшову. Она требует вернуть государству 100% акций крупных башкортостанских предприятий, соседствующих с компанией “Газпром нефтехим Салават”. Речь идет о “Салаватнефтехимремстрое”, “Салаватском катализаторном заводе” и “Подземнефтегазе”. Помимо Митюшова ответчиками проходят организации “Корпоративный центр” и УК “Меркури Кэпитал Траст”. Первое заседание суда назначено на 18 февраля.
По данным контролирующего органа, в статусе нерезидента страны Митюшов незаконно контролировал стратегические предприятия. На тот момент он был директором “Газпром энерго” и входил в состав коллегиальных органов управления дочерних предприятий “Газпрома”, имея доступ к коммерческой и конфиденциальной информации. На основе полученных данных Митюшов получил контроль над группой высоколиквидных компаний, обслуживающих “Газпром нефтехим Салават”.
“Газпром нефтехим Салават” – один из крупнейших в России производственных комплексов нефтепереработки и нефтехимии. В иске речь идет о расположенных в одной промзоне с ним предприятиях. “Салаватнефтехимремстрой” объединяет пять предприятий: “Завод строительных материалов и конструкций”, “Инженерно-технический центр Салаватнефтехимремстрой”, “РемЭнергоМонтаж”, “РМЗ”, “Салаватнефтемаш”. 100% акций группы владеет УК “Меркури кэпитал траст”. Группа в основном, занимается строительно-монтажными работами на объектах нефтегазового сектора. “Салаватский катализаторный завод” – крупнейший в России производитель катализаторов и адсорбентов для предприятий нефтегазового сектора. “Подземнефтегаз” занимается хранением и складированием нефти и продуктов ее переработки.
Параллельно происходят изменения и на самом “Газпром нефтехим Салавате”. Там “Газпром” хочет изменить структуру собственников. О том, к чему приведут эти процессы, мы, вероятно узнаем совсем скоро. (rupec.ru)