В конце сентября в Амстердаме состоялся объединенный конгресс Европейской и Всемирной ассоциаций сжиженного газа. В рамках слета лоббистов сжиженного углеводородного газа (СУГ, LPG) традиционно прошла выставка оборудования, а также конференция для специалистов отрасли, обозначившая, где и с какой силой бьется пульс международного рынка и Европы в частности. К сожалению профильных ассоциаций, на карте ориентиров европейских политиков сжиженный газ не просматривается, но газовики не спешат сдаваться, изучая все новые сферы применения своего продукта.
СУГ из США. Для того чтобы понять всю глубину ситуации, в которой находится LPG как энергоноситель в мировом масштабе, нужно осознать, что это по-прежнему побочный продукт. Грубо говоря, СУГ никто не производит специально: сначала появляется продукт, а затем необходимость его куда-то пристроить. Если бы не постоянно ужесточающиеся экологические требования, сжиженный газ до сих пор бы жгли на факелах в Сибири и других отдаленных регионах нефте- и газодобычи. Не в последнюю очередь именно это привело к тому, что уже несколько лет в мире производство СУГ превышает спрос.
Ведущие мировые аналитики считают, что в ближайшие годы сжиженного углеводородного газа в мире будет еще больше. Сланцевый бум в США стал одним из крупнейших источников поставок СУГ. В стране дешевого бензина сжиженный газ совершенно ни к чему, ежегодный рост его производства становится все более важным фактором влияния на мировой рынок. Еще два-три года назад арбитражное окно для поставок американского пропан-бутана в Европу открывалось лишь иногда, а в 2019 г. поток СУГ за океан приобрел огромные масштабы. По словам трейдеров, в северо-западном торговом регионе (Амстердам-Роттердам-Антверпен) уже практически всегда есть предложение американского СУГ. В Средиземноморье американцам противостоит местная компания Sonatrach. Алжирский государственный гигант по сути диктует цены в регионе, стараясь оттеснить американцев, однако танкеры из США все чаще оказываются привлекательными по цене для Турции и других стран Средиземноморья.
Импортировать выгодный американский газ могла бы и Украина, однако в стране нет портов, способных принять крупные танкеры. В сентябре немного американского газа попало и в Одессу, однако предварительно этот ресурс был перегружен на небольшое судно на Кипре.
По словам вице-президента по нефтепереработке Wood McKinsey Алана Гелдера, влияние американского газа на европейский рынок будет расти и в дальнейшем. “Раньше поставки сдерживались экспортными возможностями, но уже на финише строительство новых терминалов и кораблей, что значительно нарастит поставки СУГ из США по всему миру”, – отметил специалист.
Дэвид Эпплтон из Argus Media отметил, что в результате американо-китайской торговой войны Китай сократил годовой импорт СУГ из США с 1,5 млн. т в 2018 г. почти до нуля. Очевидно, если противостояние продолжится, то этот объем также направится в Европу, с новой силой обваливая цены.
Всегда в конкуренции. По оценке Всемирной ассоциации сжиженного газа (WLPGA), крупнейший канал сбыта LPG в мире – коммунально-бытовой сектор. Баллонный газ пользуется спросом во многих странах Европы, а также в Индии и странах Африки. Последняя – одна из главных надежд на наращивание спроса на этот вид LPG. По данным организаций здравоохранения, от угарного газа при приготовлении пищи на дровах в Африке погибает больше людей, чем от малярии. Лоббисты также выносят на знамена проблему с вырубкой деревьев на дрова. Этим вопросам был посвящен целый день в рамках четырехдневного конгресса. И все же рассчитывать на значительный рост потребления LPG за счет баллонов не стоит, говорят аналитики.
Структура потребления LPG в мире в 2018 г., %: бытовой сектор – 44; химия – 28; транспорт – 8; НПЗ – 8; промышленность – 12.
В сфере отопления и генерации СУГ теснит его родственник – сжиженный природный газ метан (LNG). Пока что это очень дорогие технологии, требующие дорогостоящей инфраструктуры. Для автономного отопления домохозяйств и небольших производств разворачивать регазификацию LNG нерентабельно, пока что предпочтение тут по-прежнему отдают пропан-бутану. В этом плане хорош пример Турции. В течение последних 5-7 лет крупные предприятия перешли с LPG на LNG, это очень хорошо видно по отельной отрасли. Однако с каждым годом технологии становятся все более доступными, размер объекта, при котором переход к LNG экономически целесообразен, становится все меньше.
По оценкам Анджея Боргмастарса из Wartsila Energy Solutions, до мощного рывка LNG осталось не менее десяти лет. “LPG во многом более мобилен и прост в использовании, но это лишь ступенька к массовому переходу на LNG”, – высказал неутешительный прогноз эксперт.
Более интересны перспективы LPG в химии, это второй по значимости сектор применения бутана в мире. Из-за глобального перепроизводства СУГ стал для нефтехимических производств дешевле прямогонного бензина (нафты), его нефтяного субститута. Это значительно подстегнуло спрос со стороны заводов по производству пропиленов, наибольшая активность которых наблюдается в странах Центральной и Восточной Азии. Согласно анализу IHS Chemical, спрос на пропилен в мире вырастет с 90 млн. т на сегодняшний день до 130 млн. т к 2023 г.
Борьба с политикой за транспорт. Традиционно на слетах Европейской ассоциации сжиженного газа автогазу уделяется немного внимания, однако в Амстердаме ему был отведен отдельный день. Как сообщил Тревор Морган из Menecon Consulting, LPG остается нишевым топливом: если в Украине газ уверенно завоевал свое место на рынке, то в мировом масштабе его доля не превышает 1,5%. Причем за семь лет этот показатель не изменился.
Доля потребления разных моторных топлив на транспорте (2010 г./2017 г.), %: бензин – 52,8/51,8; ДТ – 41,1/41,2% LNG – 1,5/2,1: LPG – 1,4/1,4; электричество – 0,1/0,2.
Украина в контексте рынка автогаза звучала в Амстердаме часто. По данным Menecon Consulting, страна вошла в топ-5 стран по потреблению пропан-бутана на транспорте после Турции, Южной Кореи, России и Польши. Кроме того, мы вторые после Турции по приросту рынка и количеству транспорта в 2018 г. Зато Украина номер один по доле LPG на рынке моторных топлив. По подсчетам “Консалтинговой группы А-95”, на СУГ приходятся 24%. В Турции, крупнейшей стране-потребителе автогаза, это показатель составляет лишь 12%, в Южной Корее – менее 10%.
В борьбе за автомобильного потребителя LPG, как и другие нишевые топлива, соревнуется с электромобилями. В условиях постоянного ужесточения требований к выбросам на транспорте газовые лоббисты используют в качестве мощного козыря экологичность LPG. По сравнению с бензиновым двигатель на сжиженном газе показывает снижение выбросов CO2 более чем на 12%, а по сравнению с дизельным – снижение выбросов оксида азота почти на 95%.
И хотя доля электротяги в топливном транспортном миксе ничтожно мала, именно она – главный фаворит властей Евросоюза. Политически все остальные топлива уже проиграли: автоконцерны уже заточили R&D отделы под электродвигатели, страны создают инфраструктуру и продвигают льготы для электромобилей, а некоторые столицы и вовсе готовятся вскоре перекрыть въезд в центр для автомобилей с ДВС.
Но хоронить LPG в Европейской ассоциации явно не собираются и достают пару козырей. Во-первых, говорит гендиректор организации Самуэль Маубанк, не стоит забывать о суммарном эффекте для экологии от электромобилей. “Мы проводим кампанию, направленную на изменение принципа оценки выбросов. Идея такова, что нужно измерять выбросы не только на выхлопной трубе, но и по принципу way to wheel, то есть по всей цепочке происхождения энергии”, – отмечает менеджер. И, по его словам, на этом поприще уже есть успехи: в европейских законопроектах продвигаемый подход уже встречается.
Во-вторых, напоминает С. Маубанк, новые автомобили и без того наносят небольшой вред экологии, а главный загрязнитель – старый автопарк, возраст которого с каждым годом увеличивается. “Мы говорим политикам: если вы действительно хотите сделать воздух чище, займитесь старыми машинами. Если машина совсем старая, ее нужно утилизировать и купить новую, но ведь можно перевести ее на LPG”, – резонно заявляет СЕО Евроассоциации.
Картина стимулирования потребления разных энергоресурсов в Европе и мире пока складывается для LPG не лучшим образом, но его сторонники не спешат сушить весла. Принятие решений в ЕС – очень громоздкий и крайне забюрократизированный процесс, и нередко, пока он завершится, ситуация успевает измениться. Яркий пример – биотопливо. В конце 2000-х власти ЕС взяли уверенный курс на биотопливо. Министерства, комитеты и прочие чиновничьи организации разработали законы, автоконцерны вложились в разработки, производители топлива в длинную инвестировали в угодья, потребители проникались пропагандой полезного топлива. Но когда к середине 2010-х стало понятно, что жечь еду и пальмы нельзя, стимулирование биодизеля прекратилось. Но остановить махину по щелчку пальцев нельзя: в мире по сей день продолжается неконтролируемая вырубка пальм на масло и вредный процесс идет по инерции. Очевидно, тогда, в 2000-х, кто-то не предусмотрел всех нюансов. Точно так же может получиться и с нынешним топливным раскладом. Кто знает, как пойдет и кому в угоду окажется развитие LNG в Европе через десять лет или какие новые технологии возобновляемой энергетики окажутся на коне?! (Заместитель директора ООО “Консалтинговая группа А-95” Артем Куюн, zn.ua/Укррудпром/Химия Украины и мира)