Льготы для нефтяных компаний могут обернуться проблемами для “СИБУРа” – Минфин предложил ввести налог на попутный нефтяной газ, который является ключевым сырьем для нефтехимической компании Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко.
Предложение Минфина ввести налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для попутного нефтяного газа (ПНГ) может ударить по “СИБУРу” – крупнейшей нефтехимической компании в Восточной Европе, которую контролируют бизнесмены Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко. Сейчас ПНГ не облагается НДПИ в России, но Минфин предлагает распространить налог на него в качестве компенсации выпадающих доходов бюджета из-за льгот для Приобского месторождения “Роснефти” и “Газпром нефти” общим объемом 600 млрд. руб. на десять лет, следует из пояснительной записки к проекту поправок в Налоговый кодекс, опубликованной на портале раскрытия правовой информации.
“В мировой практике нет примеров налогообложения попутного нефтяного газа, поскольку он является побочным продуктом нефтедобычи”, – заявил представитель “СИБУРа” в ответ на запрос об этой инициативе Минфина. По его мнению, предложения по введению НДПИ на ПНГ “идут вразрез c успешной и долгосрочной политикой государства по развитию в стране глубокой переработки углеводородов и несырьевого экспорта”.
Минфин предложил ввести НДПИ на ПНГ еще летом, но “из-за абсурдности идеи отказался от нее”, рассказывал источник, близкий к профильному министерству, отказ от намерений подтверждал и собеседник в одной крупной компании. Но в конце октября предложение ввести НДПИ на попутный нефтяной газ появилось в проекте закона о льготах для Приобского месторождения: ставку налога предлагается установить на уровне 385 руб./тыс. куб. м. Это позволит бюджету получать около 33 млрд. руб. в год (в 2018 г. в России было добыто 87 млрд. куб. м ПНГ).
Как новый налог может отразиться на “СИБУРе”. “СИБУР” покупает у нефтяников примерно 22-23 млрд. куб. м ПНГ, то есть четверть всего добываемого в стране попутного нефтяного газа. Из переработанного ПНГ компания получает сырье для нефтехимии. Нефтяные компании за счет этого увеличивают процент полезного использования газа: с 2012 г. государство штрафует их за сжигание ПНГ на факеле, так как в атмосферу выбрасывается большое количество парниковых газов – диоксида углерода (СО2), метана и других опасных для окружающей среды компонентов.
Если инициатива Минфина будет поддержана правительством и нефтяники смогут полностью переложить НДПИ на ПНГ в контрактные цены, то стоимость сырья для “СИБУРа” вырастет примерно на 7%, или на 8,5-9 млрд. руб. в год, то есть на 4-5% от текущей EBITDA компании, подсчитала аналитик Газпромбанка Евгения Дышлюк. Но сценарий, когда дополнительная налоговая нагрузка ляжет только на “СИБУР”, маловероятен, оговаривается она.
“СИБУР” осенью 2019 г. пустил в тестовом режиме крупнейший нефтехимический комплекс в России стоимостью почти $9 млрд. – “Запсибнефтехим”, сырье для которого он получает в том числе из ПНГ. Завод мощностью 2 млн. т, построенный с нуля, будет производить различные марки полиэтилена и полипропилена. Введение НДПИ на ПНГ чувствительно, но не критично для конкурентоспособности продукции “СИБУРа”, указывает Дышлюк.
Как Минфин объяснял свою инициативу. Попутный нефтяной газ – это полезное ископаемое, которое в отличие от всех полезных ископаемых имеет нулевую ренту, а это недопустимо, передал через представителя директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Это вынужденная мера: компенсация выпадающих доходов бюджета от предоставления льгот необходима, чтобы в полном объеме профинансировать уже учтенные в бюджете расходные обязательства, добавил он.
Но сейчас правительство обсуждает стимулирование нефтехимии за счет налоговых вычетов на сырье – этан и сжиженный углеводородный газ (СУГ), которые в том числе являются продуктами переработки ПНГ, напоминает Дышлюк.
Введение НДПИ на ПНГ приведет к трем негативным последствиям, сказал источник, близкий к одному из профильных ведомств. С одной стороны, появляется еще один вид перекрестного субсидирования в нефтянке, с другой – сумма налога превысит выпадающие доходы бюджета, так как добыча на Приобском месторождении будет выше с учетом льгот. Наконец, введение НДПИ нанесет ущерб нефтехимии, которую правительство намерено субсидировать, заключил собеседник.
Для нефтяников введение налога на ПНГ не будет слишком чувствительным и снизит их рентабельность в среднем на $0,1-0,15 на баррель нефти (в 2018 г. “Роснефть” генерировала в среднем $13 операционного потока на баррель, «ЛУКойл» – $17, “Газпром нефть” – $19), сказал старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Но сама логика введения нового налога кажется сомнительной: получается, что льготы для одних компаний по факту субсидируются налогами для других, указывает он.
Предлагаемый сценарий удивил и Дышлюк из Газпромбанка: “Почему нефтехимики должны платить за льготы для нефтяных компаний?” – задается вопросом она. “Если и вводить НДПИ на ПНГ, то одновременно с механизмом 100%-ного вычета по нему в случае дальнейшей переработки газа”, – предлагает источник, близкий к крупной топливно-энергетической компании.
Представители вице-премьера Дмитрия Козака (курирует в правительстве ТЭК) и Минэнерго отказались от комментариев. Представители крупнейших нефтяных компаний – “Роснефти”, «ЛУКойла», “Газпром нефти” и “Сургутнефтегаза” – не ответили на вопросы. (РБК/Advis/Химия Украины и мира)