В 2019 г. российские производители лекарств активно наращивали поставки за рубеж. Так, за январь-сентябрь прошлого года экспорт фармацевтической продукции из РФ вырос почти на 10% и достиг $567,3 млн., подсчитал Российский экспортный центр. Продажи осуществлялись более чем в 120 стран.
По данным Минпромторга, за время реализации стратегии “Фарма 2020” (2013-2020 гг.) в России было создано около десятка фармацевтических кластеров, в которых в той или иной форме локализовались такие мировые лидеры, как Novartis, Pfizer, Teva, AstraZeneca и другие.
Важнейший сегмент в процессе импортозамещения – производство жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). В начале 2018 г. в России выпускалось свыше 84% позиций ЖНВЛП против 63% в 2012 г., следует из новой стратегии развития российской фармацевтической промышленности “Фарма 2030”.
Следующим шагом для российских производителей лекарств должно стать наращивание экспорта. Новая стратегия предусматривает, что к 2030 г. экспорт отечественных препаратов должен вырасти примерно в пять раз по сравнению с показателем 2018 г., до $3,8 млрд. Поставки за рубеж медицинских изделий за этот же период должны увеличиться в десять раз до 39 млрд. руб.
При этом Россию можно назвать практически чистым импортером лекарственных препаратов: импорт превышает экспорт в 13 раз, свидетельствуют данные компании Deloitte.
По мнению главы евразийского подразделения фармацевтической компании “Босналек” Валентины Бучневой, основная проблема российского фармрынка заключается в том, что на нем по-прежнему преобладают дженерики. То есть большая часть фармкомпаний предпочитает не разрабатывать уникальные инновационные препараты, а выпускать воспроизведенные лекарства, в которых содержится фармацевтическая субстанция, идентичная ранее изобретенной и запатентованной другой компанией.
Вместе с тем, как отмечает руководитель отдела фармацевтической логистики транспортно-логистической компании AsstrA Екатерина Лис, в России чаще используют дешевые аналоги формул из Китая, которые могут не соответствовать международным правилам по лицензированию и сертификации, поэтому основной поток экспорта будет по-прежнему идти в СНГ и другие страны с теми же стандартами, как в России, либо ниже. На международном рынке нет дефицита в выборе поставщиков и продуктов, российские производители могут выйти на этот рынок, только предложив уникальные разработки, признают эксперты.
Однако развитие российской фармпромышленности сдерживается рядом факторов. Один из них – нехватка средств для инвестиций в инновации. Отсутствие инновационных разработок в продуктовых портфелях, в свою очередь, фактически закрывает российским предприятиям доступ на внешние рынки. Во многом экспорту отечественных препаратов также мешает несоответствие процессов производства и клинических испытаний международным стандартам.
“Возникает проблема, когда производителю сначала необходимо получить разрешительные документы в России, а потом заново пройти процедуру оценки в другой стране, подтвердив соответствие стандартам. То есть производитель делает двойную работу, дублируя документы, теряя на этом время и деньги”, – поясняет Бучнева.
Ключевым условием развития экспорта должно стать признание на международном уровне клинических исследований, проведенных в России, говорит генеральный директор Национальной иммунобиологической компании (входит в Ростех) Андрей Загорский. “Это ключевой момент для того, чтобы инновации российских разработчиков приживались не только в нашей стране, но и во всем мировом сообществе”, – подчеркивает он.
Помимо сближения требований к качеству, эффективности и безопасности лекарственных препаратов с международными также необходимо взаимодействовать с имеющими влияние международными профильными организациями, добавляет младший аналитик рейтингового агентства “Национальные кредитные рейтинги” Александр Рогов. Причем для более эффективного продвижения отечественных производителей общаться с зарубежными регуляторами должны представители не только Минпромторга, но и других госрегуляторов – Минздрава и Росздравнадзора, считает заместитель генерального директора по работе с органами государственной власти BIOCAD Алексей Торгов. (gmpnews/Химия Украины и мира)