Владимир Зеленский провозгласил строительство дорог своей главной миссией. “Я хочу быть президентом, при котором в Украине появились дороги”, – сказал он на своей недавней пресс-конференции.
Делается и впрямь немало. В 2020 г. на дорожное строительство должны поступить фантастические 100 млрд. грн. Решимость такая, что “дорожная” статья не пострадала ни на гривну в ходе недавнего “обрезания” бюджета в связи с эпидемией. Мало того, из фонда борьбы с COVID-19 на дороги перекинули 35 млрд. грн., а еще собираются в 2,5 раза поднять акциз на сжиженный газ.
Вливание рекордных средств четвертый год кряду вызвало рекорды в поставке битума. С 2017 г. объемы его потребления составляют около 700 тыс. т. Это наибольшие показатели за всю украинскую независимость. До этого рекордное использование битума было отмечено на этапе подготовки к “Евро-2012” и составило 505 тыс. т в 2011 г.
Растущие объемы потребления битума – хороший ответ скептикам, которые считают, что ничего не строится. Другое дело – цена этой стройки, ведь растут не только объемы использования битума, но и цены на него. Об этой интересной и поучительной тенденции хотелось бы поговорить детальнее.
На белорусский и украинский битумы в 2019 г. пришлись 85% рынка – 50% и 35% соответственно. Как происходит ценообразование на битум и на нефтепродукты? Поставщики и покупатели ориентируются на европейские котировки и применяют к ней премию или дисконт. В случае с битумом базой служит мазут.
Если в 2018-2019 гг. “Укртатнафта” торговала с нулевой премией к мазуту с серой 3,5%, то в 2020 г. подняла ее на $120/т. При этом в мае 2019 г. на северо-западе Европы мазут в среднем стоил $145/т. В апреле украинский битум стоил дороже бензина и дизтоплива, провалившихся вместе с мировой ценой на нефть.
Не остался в стороне и крупнейший поставщик – белорусские производители. В марте рынок получил обухом по голове: белорусы установили премию $190/т, хотя 2019 г. они отработали со средней поправкой $65. В итоге весной 2020 г. цена на белорусский битум для Украины стала максимальной в Европе. Ближе к лету поправка стабилизировалась. Сейчас сябры и кременчужане стоят на одном уровне, но цены остались у вершин “битумных хит-парадов” Европы.
В итоге дорожно-строительная отрасль не почувствовала краха цен на нефть. Цена на битум в Украине держится на уровне 2019 г., хотя мазут в мае 2020 г. стоил $145/т, в 2019 г. – $388/т.
Профит ушел в карманы производителей битума. Скорее всего, цены будут расти. Финансирование из бюджета есть, а на лето и осень приходится пик работ. Тем временем цена на нефть пробила уровень $40 за барр.
В чем же причина нашего чемпионства? В отсутствии конкуренции, случай с битумом это очень хорошо показывает. Урок нам преподнесли россияне.
В апреле 2019 г. правительство РФ ввело эмбарго на экспорт ряда нефтепродуктов в Украину. Среди них оказался и невзрачный битум, поставки которого были крайне невелики. В 2018 г. на них пришлись 18% рынка Украины, годом ранее – 8%, несмотря на 10%-ную пошлину.
Премии на белорусский битум выросли сразу: если в апреле 2019 г. украинские покупатели контрактовались с дисконтом $23/т, то уже в июле – с такой же премией. А в ноябре поправки взлетели до $90/т.
Не вызывает сомнений, что аналогичным образом поступила бы и “Укртатнафта”, но, к ее сожалению, месяцем ранее она распродала почти весь годовой объем битума по формульным контрактам на прежних условиях. По высоким ценам, близким к белорусским, заводу удалось продать небольшие объемы на спотовом рынке, когда цены определяются на основании текущей ситуации. Отыграться по полной удалось только в 2020 г., но зато как! Ничего личного, только бизнес! Интересно, как такой бизнес оценивает АМКУ.
Почему история с битумом так важна? “Нафтогаз Украины” и контролируемая Игорем Коломойским “Укртатнафта” требуют от правительства ввести пошлины на российское дизельное топливо и сжиженный газ. В случае с дизтопливом это будет означать остановку импорта из России, а это уже не 18%, как в случае с битумом, а 35-40% рынка.
Инициаторы пошлин заверяют чиновников, что цена при этом на вырастет, но битумный пример говорит об обратном. Наценки выросли на $120/т, что составляет 50% от нынешних цен, а в ценах 2019 г. – 30%.
Выросли цены не только у внутреннего производителя, но и у белорусов – обладателей половины нашего рынка. Если бы не эмбарго, только на “битумных” тратах можно было бы сэкономить до 1,65 млрд. грн. Реальная переплата будет еще больше, так как и оставшиеся небольшие поставщики поднимут цены до уровня белорусских, можно не сомневаться.
Есть и позитивные моменты: “Укртатнафта” наращивает выпуск битума. В 2018 г. были произведены 132 тыс. т, в 2019 г. – 208 тыс. т, а в 2020 г. завод обещает рекордные 300 тыс. т. Посчитаем цену этого прироста.
С учетом переплаты 1,65 млрд. грн. дополнительные 92 тыс. ты кременчугского битума обойдутся налогоплательщикам в 18 тыс. грн./т. “Укртатнафта” продает его по 9700 грн./т. Неплохая дотация, не так ли?
Приходится констатировать, что российский битум увеличивал конкуренцию и сдерживал цены. По имеющимся данным, на эмбарго настояли российские дорожники, опасающиеся дефицита и роста цен на внутреннем рынке.
Российского битума было всего 18% рынка и какой удар получил бюджет от исчезновения этого продукта? Каким же будет эффект от закрытия российского импорта дизтоплива и сжиженного газа, которых под 40%?
Украина и так платит премии на дизтопливо и сжиженный газ зарубежным поставщикам, а пошлины сделают их еще больше. Европейский рекорд по ценам на битум уже имеем, на очереди – дизтопливо и сжиженный газ?
Только в отличие от битума, который покупается за бюджетные деньги, подорожавшие дизтопливо и сжиженный газ каждый потребитель оплатит сам. (Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн, enkorr.ua/Химия Украины и мира)