Верховная Рада 16 июня не поддержала в первом чтении законопроект №3356 об обязательном добавлении биоэтанола в автомобильные бензины. За законопроект проголосовали 196 народных депутатов при минимально необходимых 226.
Парламент 246 голосами отправил проект закона на доработку в комитет. После доработки он может быть повторно вынесен на рассмотрение в сессионный зал.
Проект закона предусматривает введение с 1 июля 2021 г. обязательной квоты на добавление биокомпонентов в автомобильные бензины на уровне не менее 5% (объемных). С 1 июля 2022 г. эта квота должна повыситься до 6%, с 1 июня 2023 г. – не менее 7%. Это требование не будет распространяться на бензины с октановым числом 98 и выше, а также на бензины, закупаемые Государственным агентством резерва и Министерством обороны.
Несоблюдение квот для операторов розничной торговли грозит штрафом в размере десяти прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (21020 грн.) за каждые 1000 л полученной для реализации партии бензинов. Такой же штраф грозит для производителей и импортеров бензинов за каждые 1000 л отпущенного для реализации топлива.
Для производителей и импортеров бензинов также предусматривается штраф в размере 200 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (420400 грн.) за непредставление до 1 июля следующего отчетного года информации о фактическом содержании биокомпонентов в объемах отпуска бензинов.
Главным контролирующим органом и тем, кто будет следить за содержанием биокомпонентов в моторном топливе, выступит Государственная экологическая инспекция.
Авторами документа являются 20 народных депутатов во главе с Олегом Семинским (“Слуга народа”). Это вторая редакция законопроекта о квотах на биоэтанол, поданная этой группой депутатов. Первый они регистрировали в ноябре 2019 г., но после того, как документ получил отрицательный вывод Главного научно-экспертного управления Рады и Минфина, 20 февраля 2020 г. был отозван.
Обновленная редакция законопроекта была подана в Верховную Раду 17 апреля 2020 г. В ней среди прочего изменили контролирующий орган, ответственный за соблюдение закона, размеры и сроки введения квот и штрафы.
С критикой законопроекта выступила “Укртатнафта” – крупнейший производитель бензина. Также свои замечания к документу выразили в Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ).
Ранее enkorr анализировал законопроект и пришел к выводу, что предложение содержит массу рисков и может негативно повлиять на топливный рынок. В частности, разработчиками документа не учтены нюансы качества и контроля производства спиртсодержащего топлива и ряд других вопросов.
Также раскритиковал этот документ старший научный сотрудник Института возобновляемой энергетики НАН Украины (ИВЭ НАНУ), эксперт по вопросам энергетической политики проекта UNIDO/GEF в Украине Николай Кобец. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)