Российская нефтегазовая отрасль готова к качественной модернизации и к постепенному уходу от сырьевого экспорта в сектор глубокой переработки.
На днях премьер-министр России Михаил Мишустин дал старт реализации проекта Амурского газохимического комплекса (АГХК) “СИБУРа”. Этот комплекс наряду с Амурским газоперерабатывающим заводом “Газпрома” должен сформировать новый газохимический кластер в Амурской области, который будет выпускать высокомаржинальную продукцию.
Тенденция ухода отраслевых игроков в глубокий передел вполне объяснима. Ведущие мировые нефтегазовые компании открыто заявляют о своем намерении сократить добычу. Например, BP даже объявила о желании уменьшить производство углеводородов на 40% к 2030 г.
В то же время жизнь без пластика пока никто себе не представляет. Согласно проекту, Амурский газохимический комплекс должен стать крупнейшим в мире предприятием по производству базовых полимеров общей мощностью 2,7 млн. т в год. По предварительной оценке, инвестиции в него могут составить $10-11 млрд. Строительство комплекса будет синхронизировано с постепенным выходом на полную мощность Амурского ГПЗ компании “Газпром”, поставки этана и СУГ с которого должны обеспечить АГХК сырьем для дальнейшей переработки в продукты высокого передела. Предполагается, что производительность Амурского газохимического комплекса будет в 1,35 раза выше всего объема российского экспорта полимеров в 2019 г. До 2040 г., по расчетам “СИБУРа”, реализация проекта позволит увеличить объем несырьевого экспорта на 4,6 трлн. руб.
Близость к Китаю определяет экспортную направленность АГКХ, так как именно азиатский рынок является крупнейшим и наиболее быстрорастущим импортером полипропилена и полиэтилена. Председатель правления ПАО “СИБУР Холдинг” Дмитрий Конов заметил, что в последнее время рынок полипропилена ежегодно увеличивался примерно на 8 млн. т, основной его точкой роста является Азиатско-Тихоокеанский регион.
Закономерно, что партнером “СИБУРа” по этому проекту стала китайская компания Sinopec. Отвечая на вопрос, что получит “СИБУР” от сотрудничества с китайцами, Конов отметил, что для компании это первый в полной мере азиатский проект. “Но российский Дальний Восток – это только 5 млн. человек, поэтому проект, очевидно, будет ориентирован на азиатский рынок. В этом отношении мы хотели снять с себя часть рисков проекта, отличающегося от наших традиционных проектов, направленных на рынки России, Европы и стран СНГ. Мы искали партнера, который также разделит с нами финансовые обязательства”, – заявил глава “СИБУРа”.
Не менее важным является и социально-экономическое значение проекта для российского Дальнего Востока. Строительство АГХК дает импульс для развития всего региона, не зря он получил статус второго якорного резидента территории опережающего развития (ТОР) “Свободный” в Амурской области. Мультипликативный эффект от пуска двух предприятий (АГПЗ и АГКХ) составит более 1,5 трлн. руб. и не менее 3,5 тыс. новых рабочих мест.
Отраслевые эксперты считают, что строительство нового газохимического комплекса – это прежде всего политическое решение, которое свидетельствует, что российская энергоотрасль начала адаптацию к новым реалиям мирового рынка.
Организационный прорыв. Вице-президент, исполнительный директор РГО, д. т. н., профессор кафедры “Газовые технологии и ПХГ” НИУ нефти и газа имени И. М. Губкина Роман Самсонов заметил, что создание нового химического кластера на Дальнем Востоке станет ответом на все те вызовы, которые стоят перед российской энергетикой во время кризиса. “От продажи первичных ресурсов к переделу – это очень важно. И это один из примеров, когда проект такого масштаба остается не на словах, а начинает реализовываться”, – указал эксперт.
Он также подчеркнул, что развитие Дальнего Востока является ключевым моментом проекта: “АГПЗ должен повлиять на экономические показатели всего дальневосточного региона. Это позволит более тщательно и эффективно использовать ресурсную базу. Восточная газовая программа “Газпрома”, которая была разработана ранее, во многом страдает именно из-за отсутствия возможности вести переработку сырья и получать продукцию, более востребованную на рынке”. Он напомнил, что Восточная газовая программа позиционировалась как программа национального уровня, но в силу особенностей рынка и реальных возможностей реализована она только частично, поэтому того экономического эффекта, который был предусмотрен, она еще не достигла. “Начало реализации Амурского ГХК – это прорыв, прежде всего, организационный. Он долго будет оказывать существенное влияние на экономику. По идее, АГКХ должен придать импульс для развития среднего и малого бизнеса региона, ведь там, где появляется возможность работы на нашем сырье, появляются и вполне конкурентные продукты”, – рассказал эксперт.
Самсонов подчеркнул, что не оставляет надежду на развитие и реализацию более полной Восточной газовой программы: “Восточная газовая программа “Газпрома” – это семь центров добычи и переработки, вовлечение в разработку новой ресурсной базы. Это очень важная программа с точки рения закрепления населения, программы газификации и энергообеспеченности Дальнего Востока России. Там, где появляется глубокий передел, создаются не просто дополнительные рабочие места, а начинается развитие новых секторов рынка. И даже в условиях потерь по традиционным энергетическим направлениям с дополнительным переделом рыночный выигрыш можно получить от другой продукции”.
Отвечая на вопрос, как будет развиваться экспортный потенциал АГКХ в условиях сокращения роста рынка полимеров на фоне замедления ведущих азиатских экономик, эксперт пояснил, что комбинат реализуется на территории, которая позволяет снижать себестоимость продукции, и это дает ему конкурентное преимущество. “Это дает шансы как минимум конкурировать на равных”, – подчеркнул Самсонов.
Курс на экспорт. Гендиректор компании “ИнфоТЭК-Консалт”, профессор Тамара Канделаки считает, что с точки зрения экономики России Амурский газохимический комплекс “СИБУРа” – хороший и нужный проект, спроектированный в соответствии с современными технологиями. “Проекту предоставлены льготы на внутреннем рынке. На мой взгляд, с точки зрения внутреннего потребления, находиться АГХК будет не очень удобно, поскольку в Дальневосточном федеральном округе внутреннего потребления такого размера нет. Я бы его строила в Хабаровском крае, но в Амурской области, по всей видимости, им дали хорошие налоговые условия”, – заметила эксперт.
В связи с этим проект будет экспортно ориентированный, но в любом случае, по мнению Канделаки, он важен для экономики региона.
По информации “СИБУРа”, АГХК станет первым в мире нефтехимическим комплексом с возможностью управления из удаленной операторской большинством технологических блоков. Вся техническая документация, инженерные данные, 3D модель будущего комплекса связаны между собой и доступны по “одному клику”. Генеральным проектировщиком комплекса является НИПИГАЗ. Проектированием и установкой пиролиза по данному проекту НИПИГАЗ выступает в консорциуме с компанией Linde. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)