Турецкий рынок LPG, второй по величине в мире, вырос на 2% в 2019 г., при этом почти 40% национального парка автомобилей было переведено на автомобильный газ.
Общий объем рынка LPG в Турции составил 4,1 млн. т в 2018 г. Около 3,3 млн. т было связано с автогазом, что сделало его вторым по величине рынком автогаза после Южной Кореи. Около 4,7 млн. автомобилей адаптировано для использования LPG в стране. Это 38% от общего парка автомобилей в Турции. Это также имеет большое влияние на общество – полмиллиона человек каким-то образом вовлечены в бизнес сжиженного нефтяного газа.
На турецкий рынок автомобильного газа теперь легче войти после того, как правительство решило избавиться от ключевого барьера на входе – компаниям приходилось владеть мощностями по заправке в баллоны, чтобы иметь возможность участвовать в рынке. В 2019 г. этот входной барьер был устранен.
По словам Джема Эндже, генерального секретаря Турецкой ассоциации сжиженного нефтяного газа, огромное присутствие LPG на рынке Турции объясняет экономика. Цена для конечных потребителей LPG намного ниже по сравнению с традиционным жидким топливом. Исторически сложилось так, что семьи с низким доходом переводили свои автомобили на сжиженный газ. После экономического бума на автомобильный газ в 2000 г. рынок стабилизировался и продолжал расти.
Стоимость конвертации варьируется от $1000 до $1500 в зависимости от используемой системы. “Я ожидаю, что каждый год будет наблюдаться некоторый рост. В 2019 г. рынок вырос на 2,17%. Это соотношение, вероятно, замедлится, но есть возможности для роста “, – объясняет Одце.
Сектор LPG в Турции в 2018 г. оценивался примерно в $3,4 млрд. Более 10 лет назад автогаз обогнал сжиженный газ в баллонах, поскольку доля природного газа в домах увеличилась. Сейчас он представляет более 60% отрасли LPG.
Несмотря на эти высокие показатели, все еще есть возможности для улучшения. Одно из препятствий, которое можно преодолеть в этом году, – запрет на подземную стоянку для автотранспорта на LPG. Мера, которая не используется в Европе. Турецкая ассоциация сжиженного нефтяного газа лоббирует снятие этого ограничения и расширение рынка сбыта.
Будут ли турецкие компании использовать свои возможности и ноу-хау для экспансии за границу? “В нашу ассоциацию входят такие крупные игроки, как “Айгаз “, SHV Group и Petrol Ofisi, которые уже имеют связи с другими странами. Основная цель экспансии – Азия”, – говорят в ассоциации.
Согласно исследованию “Global Autogas Market 2020-2024”, мировой рынок автомобильного газа вырастет на 2,91 млн. т в течение 2020-2024 гг. и будет расти со скоростью 2% каждый год. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)