Китай инвестирует десятки миллиардов долларов в новые перерабатывающие заводы-гиганты, несмотря на то, что внутренний спрос на топливо, как ожидается, достигнет пика в течение ближайших пяти лет. Такая политика повышает риск наводнения региона дешевым экспортным топливом и закрытия уже НПЗ, передает Investing.com.
В стадии строительства находится не мене четырех проектов с суммарной производственной мощностью около 1,4 млн. барр./сут. (б/с). Это превышает объемы переработки на всех нефтеперерабатывающих заводах в Великобритании вместе взятых. И это после того, как в начале 2019 г. Китай увеличил перерабатывающие мощности на 1 млн. б/с. Новые предприятия позволят увеличить производство нефтепродуктов и пластмасс несмотря на то, что в China National Petroleum Corp. полагают, что спрос на топливо достигнет в Китае пика в 2025 г.
Парадоксальность строительного бума в перерабатывающей сфере подчеркивает, насколько быстро чистая энергия и электромобили меняют промышленный ландшафт в Китае. Особенно после того, как глава КНР Си Цзиньпин в прошлом месяце пообещал перейти на нейтральный уровень выбросов углерода к 2060 г. Он также стимулирует экспорт китайских нефтепродуктов, что создает опасность для региональных нефтеперерабатывающих заводов.
“Китай расширяет долю на мировом рынке, поскольку он продолжает наращивать перерабатывающие мощности, в то время как его собственный рост спроса замедляется”, – сказал Михал Мейдан, возглавляющий в Оксфордском институте энергетических исследований аналитический отдел, изучающий Китай.
С начала нового тысячелетия перерабатывающие мощности КНР утроились, поскольку нефтяные гиганты страны пытались поспевать за быстрым ростом потребления дизтоплива и бензина. В настоящее время в стране производится больше топлива, чем ей необходимо, и это приводит к тому, что экспорт китайских нефтепродуктов почти достиг 1 млн. б/с, что близко к объемам, поставляемым Южной Кореей и Индией. Об этом свидетельствуют данные IHS Markit.
В будущем рост внутреннего спроса, вероятно, замедлится, поскольку Китай начинает процесс длительного перехода к углеродной нейтральности. Еще до того, как Си Цзиньпин объявил цель на 2060 г., China National Petroleum Corp. предупредила, что спрос на нефтепродукты будет расти всего на 0,9% в год до 2025 г. и к этому времени достигнет своего пика по сравнению со среднегодовым ростом в 5,6% с 2000 г. по 2019 г.
Безусловно, за последние два месяца продажи автомобилей в Китае выросли – это первый рынок, который восстановился после пандемии, – и большинство из них по-прежнему потребляют ДТ и бензин. Тем не менее, аналитики CNPC ожидают, что электромобили и транспортные средства на альтернативных видах топлива, таких как водород и этанол, остановят рост потребления нефтяного топлива и вытеснят его.
Новые мегаперерабатывающие заводы будут ориентированы на переработку сырой нефти непосредственно в продукты нефтехимии и пластмассы. “Это очень плохая новость для заводов на Тайване и в Южной Корее, нацеленных на обслуживание китайского нефтехимического рынка”, – сказал Гарри Лю, исполнительный директор по нефтяным рынкам и переработке нефти в IHS Markit.
Их акцент на пластмассы означает, что в относительном выражении новые заводы будут производить меньше транспортного топлива, чем старые. Однако нефтепродукты придется куда-то продавать. В будущем китайские нефтепереработчики смогут экспортировать топливо в Австралию, Европу или даже США, считают региональные трейдеры. Такой экспорт поглотит долю рынка существующих нефтеперерабатывающих заводов, что может привести к окончательной остановке небольших заводов в Китае, а также предприятий на территории от Японии до Австралии.
В начале месяца Китай обновил программу по расширению парка транспортных средств, работающих на водородных топливных ячейках. В апреле в Китае стартовала программа по “очистке неба” за счет ускорения электромобилизации страны. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)