Пять фейкоманипуляций законопроекта Нины Южаниной.
Построить дороги, сохранить экономику и максимально соблюсти интересы потребителей – поиском решения этой задачи сегодня заняты трейдеры нефтепродуктов и сжиженного газа, добывающие и нефтеперерабатывающие компании, депутаты и чиновники. Обсуждаются изменения акцизов на моторные топлива – бензин, сжиженный газ и дизельное топливо (электромобили и транспорт на сжатом газе пока могут не беспокоиться).
Речь не столько о налогах, сколько об энергетической безопасности и элементарной справедливости.
Импорт нефтепродуктов, в котором превалируют Россия и Беларусь, можно заменить на украинское топливо и тем самым загрузить украинские мощности по переработке, перевалке и транспортировке нефти. НПЗ могут перерабатывать втрое больше, а возможности по приемке и прокачке нефти, по сути, безграничны. Это не вопрос поддержки отдельных предприятий – это стратегическое решение для воюющей страны. Согласитесь, глупо отправлять деньги за топливо врагу и не использовать имеющуюся в стране инфраструктуру, в которой к тому же государству принадлежат весомые пакеты акций.
Странная европейская солидарность. Все за, но есть проблема – структура потребления топлив, деформированная акцизами и большой долей теневого рынка. В Украине на сжиженный газ приходятся 33% всех моторных (дорожных) топлив, тогда как, согласно данным Мировой ассоциации сжиженного газа, у мировых лидеров по объемам потребления автогаза (Корея, Турция, Россия, Польша, Италия) эта доля не превышает 12%. И это логично, потому что основным поставщиком моторных топлив во всем мире являются нефтеперерабатывающие заводы, которые получают из нефти около 30% бензина и 5% сжиженного газа.
Украинский рынок наполняется самым дорогим продуктом преимущественно из России и Беларуси, а государство пониженной ставкой акциза фактически дотирует его за счет высоких ставок на бензин.
Например, в Европе, о которой еще пойдет речь ниже, 25% приходится на бензин и всего до 2% на LPG. И это несмотря на то, что акцизы на автогаз существенно ниже. По факту имеем, что Европа, во-первых, потребляет топливо с большей налоговой нагрузкой, во-вторых, топливо, которое производят ее заводы. (В ЕС другая беда – там бензины потеснило дизтопливо, с которым теперь все мужественно борются).
В итоге имеем в Украине профицит бензина и острую нехватку газа, которую на 60% покрывает импорт из России и Беларуси. Решение на поверхности – охладить спрос на сжиженный газ и подогреть спрос на бензин, проведя корректировку акцизов. Но на пути снижения поставок из России неожиданно стали те, кто шел на выборы с антироссийской риторикой – партия “Европейская солидарность” в лице Нины Южаниной. В основе пояснительной записки к ее законопроекту об акцизах фактически без купюр лежит письмо “Украинской ассоциации сжиженного газа”, ранее разосланное чиновникам и депутатам. В своем законопроекте Южанина предлагает не только сохранить текущие ставки акцизов на бензин и газ, но и зацементировать четырехкратный разрыв между ними. В результате документ близкой соратницы Петра Порошенко вобрал в себя все фейки и манипуляции, которые активно используют “газовики”. Рассмотрим основные из них.
Фейкоманипуляция №1. Сжиженный газ – альтернативное топливо. С одной стороны, так написано в евродирективе 2014/94/EU “О развитии инфраструктуры альтернативных видов топлива”. Это была очень крупная и крутая победа лоббистов Европейской LPG-ассоциации. С другой стороны, статус “альтернативности” никаких преференций этому топливу не дает. Единственное, что предполагает эта директива, – нормы размещения заправочных пунктов. Директива создавалась в 2010-2012 гг., когда в Испании, например, на всю страну было полсотни заправок сжиженным газом.
В отчете об экспертном обсуждении директивы 2014/94/EU говорится, что лишь 23% специалистов видели LPG претендентом на включение в список долгосрочного альтернативного топлива.
Очень часто этот документ путают с другой директивой (2009/28/EU), стимулирующей потребление чистой энергии. Однако речь тут уже идет о возобновляемой энергии: солнце, ветре, водороде. Украинские лоббисты LPG активно пытаются вложить именно этот смысл. Однако трудно спорить с тем, что сжиженный газ – такой же продукт нефте- и газопереработки, как бензин или дизтопливо.
Фейкоманипуляция №2. Пропан-бутан – экологичное топливо. Это справедливо лишь в небольшом ряде случаев, когда очищенный автомобильный пропан-бутан заправляется в новый автомобиль класса Евро 4-5. Тогда содержание ряда вредных соединений в выхлопах ниже, чем у бензина и дизтоплива. Но вернемся в нашу реальность. Во-первых, не менее трети поступающего на рынок Украины газа годится в лучшем случае для бытового потребления. Во-вторых, в каких машинах этот газ используется, всем известно: газ самого лучшего качества при сгорании в древних двигателях даст высокотоксичный выхлоп.
При этом даже не рассматриваем “экологичность” такого атрибута каждого двора, как “благоухающий” газом древний “корч”.
Фейкоманипуляция №3. Автогаз – дешевое топливо. Тоже нет. По данным таможенной службы, в октябре 2020 г. таможенная стоимость сжиженного газа составила $423/т, бензина – $404/т. И такая картина наблюдается последние полгода. Т. е. рынок наполняется самым дорогим продуктом преимущественно из России и Беларуси, а государство пониженной ставкой акциза фактически дотирует его за счет высоких ставок на бензин, тем самым убивая свое внутреннее производство.
Теперь о ставках и Европе. УАСГ и Южанина пишут, что европейскими директивами якобы регламентированы некие пропорции в акцизах на газ и бензин (порядка 25%). И это фейкоманипуляция №4: ни одна директива Евросоюза этого не предполагает. Но эту откровенную дезинформацию дублируют в своих записках и Минфин, и Минэкономики. В директиве есть установленные минимальные ставки акцизов на нефтепродукты, но никак не пропорции – это уже местное “творчество”.
Опровергает этот миф о 25%-ных пропорциях глава европейской ассоциации сжиженного газа Самуэль Маубанк: “С экологической точки зрения налоги на LPG не могут быть близки по размеру с налогами на дизель и бензин. …Конечно, если мы скажем, что LPG производит на 90% меньше оксида азота, чем дизель, поэтому сделайте нам акциз на 90% меньший, нас вряд ли послушают. Но у нас хватает экологических аргументов требовать, чтобы акциз не был выше 50%”. Оказывается, бывает и 50%, а не только 25%.
Теперь о высоком. Налоговая директива 2003/96/EU, которой прикрываются газовики и их солидарные с европейцами лоббисты в парламенте, выпущена в 2003 г. и, как и другое законодательство ЕС, определило приоритеты в поддержке тех или иных топлив. Но прошли 17 лет, каков результат этой политики? Доля сжиженного газа составляет 1,5-2,0%. Годятся ли для нас “рекомендации” 20-летней давности, при том от тех, у кого этого энергоносителя, по большому счету, нет?
Интересно было бы посмотреть на европейцев, если бы у них доля газа с низким налогом выросла бы до 33%, убрав с рынка топливо с высокой фискальной нагрузкой. Может, нам следует попросить у Евросоюза компенсацию выпавших налогов? Эксперты энергетической отрасли ожидают, что в следующем году упомянутая директива будет радикально изменена и ископаемые топлива, к которым относится и LPG, будут окончательно деклассированы вместе с пониженными ставками налогов. Хотя, как видим, меры стимулирования не особо и помогли.
Кто строит дороги? Характерно, что, решая задачу выравнивания структуры потребления, автоматически достигается и другая очень важная цель – создание справедливого рынка, когда автовладельцы будут нести равную налоговую нагрузку с учетом энергетических и экологических свойств используемых нефтепродуктов. Основной дисбаланс пролегает по линии “сжиженный газ – бензин”, акциз на них разнится в четыре раза (52 и 213 евро/1000 л соответственно).
Например, два ДЭУ “Ланос” на бензине и газе проехали 100 км, потратив 10 и 11,5 л бензина и газа соответственно (расход газа в среднем на 15% выше). Владелец “бензинового” “Ланоса” заплатит 2,13 евро акциза, “газового” – 0,6 евро или в 3,5 раза меньше. Разве это справедливо? Чтобы ремонтировать дороги, государство создало дорожный фонд, который наполняется акцизами с нефтепродуктов. Выходит, что владельцы “бензиновых” машин строят дороги для тех, кто использует сжиженный газ и дизельное топливо (на него ставка 139,5 евро/1000 л). Лично мне это напоминает ситуацию с евробляхерами.
Кстати, здесь была разбита фейкоманипуляция №5: “Украинская ассоциация сжиженного газа” вместе с Южаниной пишут о том, что владельцы машин с ГБО платят больше акцизов. Чтобы сравняться с “бензиновой”, “газовая” машина должна проходить в 3,5 раза больше, но в таком случае она будет пропорционально больше использовать дорожное покрытие. (Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн, enkorr.ua/Химия Украины и мира)