Баланс рынка (импорт и внутреннее производство) авиационного топлива по итогу 2020 г. сократился в два раза до 244 тыс. т по сравнению с 2019 г. (483,2 тыс. т). Об этом сообщили в Консалтинговой группе “А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Отгрузки авиатоплива с Кременчугского НПЗ (“Укртатнафта”) в 2020 г. уменьшились на 60% до 107,2 тыс. т. Вследствие этого доля “Укртатнафты” в балансе рынка керосина снизилась с 45,2% в позапрошлом году до 44% в 2020 г.
Импортные поставки за отчетный год сократились на 48% до 136,7 тыс. т.
При этом импорт ресурса из Беларуси упал почти в четыре раза до 18,6 тыс. т. В апреле, июне, августе и в сентябре 2020 г. белорусское авиатопливо не импортировалось, а в ноябре-декабре поставки сократились до минимальных 200 и 100 т соответственно. В “А-95” ранее сообщали, что активный импорт белорусского авиатоплива находится под вопросом, во-первых, в связи с фактическим уходом крупнейшего покупателя в лице Baltic Grand Service, во-вторых, в связи с агрессивной ценовой политикой “Укртатнафты”, имеющей излишки керосина и наращивающей присутствие в аэропортах.
В 2,5 раза сократились поставки авиакеросина из Литвы. Всего за отчетный год были импортированы 64 тыс. т против 153 тыс. т в 2019 г. Поставщиками по данному направлению остаются “Сокар Украина”, “Глуско Украина”, “Амик” и др.
Резкое снижение объема рынка стало следствием пандемии COVID-19, из-за угрозы которой правительство Украины вводило ограничения на пассажирские авиарейсы с 17 марта по 15 июня. Однако до текущего момента авиаперелеты в полном объеме не возобновились.
По данным Госавиаслужбы, в 2020 г. пассажиропоток через аэропорты сократился на 64,4% до 8,6 млн. человек. Украинские авиакомпании – основные потребители авиакеросина – за год снизили количество пассажирских рейсов на 57% до 44,2 тыс. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)