Стоимость смазочных материалов в мире демонстрирует резкое увеличение, рассказали в международном ценовом агентстве Argus.
Резкое удорожание базовых масел началось в ноябре и продолжилось в декабре 2020 г. и январе 2021 г. из-за сокращения поставок масел на рынок. Так, на фоне сокращения спроса из-за пандемии до 10-летнего минимума упали объемы нефтепереработки в РФ, также существенно сократили объемы производства европейские и американские заводы. Профилактические работы на ряде заводов Европы оказали дополнительный повышающий эффект на цены.
В результате, по данным Argus, котировки базового масла марки SN 500 в балтийских портах в январе 2021 г. превысили $750/т, что в 2,3 раза выше по сравнению с уровнем июня 2020 г.
Параллельно с котировками растут и премии, которые трейдеры готовы платить за гарантированную поставку масел. Так, дифференциал к котировкам базового масла SN 150 в Европе приблизился к +$300/т.
По словам Дмитрия Терентьева, менеджера по развитию бизнеса агентства Argus, цены на базовые масла начали расти в июне 2020 г. на фоне окончания первой волны коронавируса. “Из-за резкого сокращения спроса на бензин, дизтопливо и керосин в связи с пандемией Covid-19 НПЗ в Европе, Азии и других регионах значительно сократили переработку, что сказалось на объемах производства базовых масел. Для многих заводов маржинальность производства стала отрицательной. В связи с этим часть НПЗ остановилась на ремонты. При этом спрос на масла упал значительно меньше, чем на моторное топливо”, – говорит эксперт.
В итоге на мировом рынке сложился дефицит масел, который толкает цены вверх. “В обычные годы зимой наблюдается снижение спроса и базовые масла дешевеют, однако текущий зимний сезон стал исключением, мы продолжаем наблюдать значительное превышение спроса над предложением. Аналитики Argus прогнозируют, что рост цен может сохраниться до мая 2021 г. и составит к началу лета около 10% от текущих значений котировок”, – заключил менеджер агентства.
По данным enkorr, базовые масла на 80-90% формируют стоимость товарных масел и смазок, соответственно удорожание продукции украинских производителей составит не менее 50%.
В 2020 г. импорт базовых масел в Украину составил 143,2 тыс. т, что на 19% меньше по сравнению с уровнем 2019 г. Крупнейшими импортерами стали компании “ЛЛК Украина”, “Азмол”, “ДМС-Трейд”. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)