Повышение цен коснется практически всех групп товаров, которые производят украинская смазочная отрасль: от смазок и эмульсолов до моторного масла всех видов, включая и автохимию. То есть абсолютно всех потребителей данной категории товаров, как промышленные или сельскохозяйственные предприятия, так и автомобилистов ждет подорожание смазочных материалов.
Импортному производителю, возможно, какое-то время удастся держать цену, но и зарубежные производители в скором времени также вынуждены будут увеличить стоимость своей продукции как в Украине, так и на мировом рынке. Такие прогнозы дает ведущее мировое аналитическое агентство Argus, а подтверждением выступают стремительно растущие цены на базовое масло, пакеты присадок, упаковочный материал и логистические затраты.
Цены на базовое масло растут от недели к неделе: если 22 января 2021 г. для представителей смазочной отрасли, которые приобретают базовое масло на условиях fob Black Sea и fob Baltic Sea, к которым относится и Украина, цена SN 500 составляла $740/т, то на 29 января 2021 г. она уже составляет $780/т. В то же время для стран Азии это же масло сегодня стоит больше $1000, а это значит, что через небольшой промежуток времени такая же цена придет и к украинским производителям смазочных материалов.
Резкий скачок цен на базовое масло пришелся на декабрь 2020 г. Представители смазочной отрасли замерли в ожидании: сезонность или тенденция? Но январские котировки показали, что удорожание базы – тенденция, причем стремительная. На сегодня более всего цена выросла на вязкие фракции базовых масел 1 группы, также ощутимо цены возросли на средне вязкие фракции. Связано это с сокращением поставок базового масла 1 и 2 группы и при этом повышенным спросом на эти виды масел. Сегодня в основном покупательский интерес сосредоточен на так называемых “тяжелых” сортах, а поскольку образовался дефицит базовых масел, некоторые покупатели резко и значительно начали повышать ставки, чтобы получить продукцию.
“На европейском рынке ситуация следующая: только за 30 дней надбавка к цене базового масла SN 150 повысилась до $297/т, при этом в это же время в 2020 г. ее стоимость составляла $81/т. А стоимость SN 500 повысилась до $349/т против $104/т в это же время в 2020 г.”, – сказали аналитики “ВСВ “МАСМА”.
Рост цен в Европе объясняется дефицитом на базовые масла первой группы, в особенности BS и SN 500. В последние месяцы спрос на топливо значительно упал в связи с продолжительными карантинными ограничениями в ЕС, при том что цены на нефть начали подниматься от недели к неделе. Свою роль в январском повышении цен на базовые масла сыграло и техобслуживание нефтеперерабатывающих заводов. НПЗ в Средиземном море будет находиться на техобслуживании до конца февраля, как и на Турпаше в Турции. Это является еще одним фактором, обуславливающим дефицит на базовые масла в начале 2021 г.
Базовые масла второй группы также выросли в цене по мере сокращения поставок. По большей части это касается “тяжелых” марок. Из-за резкого роста внутренних и экспортных цен в США возникли опасения, что экспортеры с этого рынка постараются максимально переложить более высокие затраты на европейских покупателей.
С января 2021 г. такие крупные компании, как ExxonMobil и Petro-Canada, уже объявили о значительном повышении цен на производимое ими базовое масло. К тому же при ошеломляющем скачке цен на базовое масло тенденция на удорожание наблюдается и на рынке присадок. Так, с декабря 2020 г. Afton Chemical объявила, что скорректирует цены на свои смазочные материалы и присадки к топливу до 8% и более, с января 2021 г. Infineum USA объявил о повышении цен на присадки к смазочным материалам на 6-9%, Lubrizol – на 9%, Evonik Industries – 7%.
Что же касается российского рынка, основного поставщика базовых масел первой группы на территорию Украины, то там ситуация не лучше. Блок производства базовых масел “Газпромнефти” на Омском нефтеперерабатывающем заводе должен начать месячный ремонт в феврале. На Ярославском НПЗ блок базовых масел будет отключен на техническое обслуживание в марте. А «Нафтан» планирует провести техническое обслуживание в апреле. Таким образом, с учетом дефицита ресурса, предстоящих ремонтов на маслоблоках, а также ожидаемого роста внутрироссийского спроса ни о каких поставках по приемлемой цене для Украины речи не идет.
С учетом всех подорожаний говорить о росте цен в 30-40% на готовую продукцию смазочной отрасли сегодня никто не будет. Украинский рынок ждет повышение в 60-70%. И это в самое ближайшее время и абсолютно для всех, кто пользуется маслом и смазками в нашей стране. (Укррудпром/Химия Украины и мира)