В этом году цены на бензин будут расти в пределах инфляции, ожидают аналитики. У вице-премьера Александра Новака прошло совещание по поводу роста стоимости топлива в оптовом звене на 10-11% в начале года. В итоге власти рекомендовали нефтяникам увеличить объемы переработки и запасов. Также было решено, что параметры демпферного механизма останутся прежними, а к их пересмотру вернутся не раньше, чем через год.
О мерах и рекомендациях. На совещании у Александра Новака 28 января по поводу стабилизации цен на бензин присутствовали представители нефтяных компаний, ФАС, Минфина и Минэнерго.
По словам главы ФАС Максима Шакольского, регуляторы “следят за ситуацией на рынке топлива и разработали меры, чтобы не допустить роста цен выше инфляции”. По его словам, на совещании нефтяникам были даны рекомендации об увеличении объемов переработки на НПЗ, запасов и продаж на бирже.
Все нефтекомпании согласны с февраля начать наращивать объемы переработки, а также увеличить совокупные запасы топлива до 1,6-1,7 млн. т к 1 мая для снабжения рынка, отметил заместитель министра энергетики Павел Сорокин. Он пояснил, что ведомство рекомендовало компаниям нарастить объем переработки нефти в следующие три-четыре месяца, чтобы полностью насытить рынок и биржу без роста оптовых цен, накопить достаточно запасов на период ремонта нефтеперерабатывающих заводов и перед посевным периодом. По словам замминистра, демпферный механизм отвечает задачам, для которых создавался, и сегодня его не планируют корректировать. “Темпы роста цен на нефтепродукты соответствуют инфляции. Поэтому не планируются корректировки”, – заявил Павел Сорокин.
Демпферный механизм работает на разнице между экспортной ценой топлива и индикативной внутренней ценой, размер которой закреплен в законодательстве и ежегодно индексируется на 5%. Если эта разница положительная и экспортные поставки выгоднее продаж на внутренний рынок, бюджет компенсирует нефтекомпаниям примерно половину разницы, чтобы они сдерживали оптовые цены внутри страны. Если разница становится отрицательной, уже нефтекомпании платят в бюджет. Баланс нулевой примерно на уровне $50-55 за баррель, отмечал ранее вице-премьер Александр Новак.
Демпферное препятствие. Параметры демпферного механизма все же обсуждались на совещании, рассказал источник, знакомый с ходом совещания. Минфин предложил вернуться к этой теме не раньше 2024 г., а вице-премьер не исключил, что правительство сможет обсудить изменение параметров механизма через год, сообщил собеседник.
Пока решение по этому вопросу не принято, отметил источник в Минэнерго. “Речь шла как раз о предложениях, которые озвучил накануне Александр Дюков”, – сказал источник, знакомый с ходом совещания.
Ранее глава “Газпром нефти” Александр Дюков заявил, что считает правильным скорректировать механизм и индексировать демпфер не на 5%, как сейчас, а в пределах инфляции, то есть на уровень роста цен в рознице.
По итогам 2020 г. нефтяные компании выплатили в бюджет РФ около 350-400 млрд. руб. в рамках демпферного механизма на топливном рынке, заявлял статс-секретарь и замминистра финансов России Алексей Сазанов. Сейчас ценовая конъюнктура рынка такова, что уже нефтяники должны получать выплаты от государства в рамках демпфирующего механизма, отметил он. “Я уже говорил, что сейчас начнутся выплаты компаниям, выплаты НПЗ, начиная с февраля. Думаю, что это стабилизирует ситуацию”, – сказал чиновник.
Топливные волнения. С начала года оптовые цены на топливо выросли на 10-11%. Влияние на текущее положение дел на рынке оказала еще декабрьская работа нефтебаз и нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые сделали закупки в преддверии новогодних праздников. Кроме того, с 25 декабря биржа перестала проводить торги, а ряд нефтегазовых компаний ненамного, но увеличил поставки на экспорт. К этим факторам добавилось увеличение акциза: с начала 2021 г. ставки повысились на 4% по сравнению с 2020 г. Они составили 13,6 тыс. руб./т для бензинов ниже пятого класса, 13,3 тыс. руб./т для бензина пятого класса, 9,2 тыс. руб./т для дизельного топлива, 5,8 тыс. руб. для моторных масел.
Но главным фактором, о который споткнулся рынок, стал демпферный механизм, который в этих условиях стал работать не в пользу нефтяников. С началом 2021 г. индикативная внутренняя цена была проиндексирована на 5% до 56,3 тыс. руб. и 50,7 тыс. руб./т для бензина и дизтоплива соответственно. При этом розничная стоимость топлива в России в 2020 г. выросла примерно на 2%.
Таким образом, рост экспортного паритета, увеличение акциза и индексация цены привели к тому, что демпферный механизм стал работать не в пользу нефтяников. Кроме того, в самом начале года влияние на ситуацию оказали словесные интервенции некоторых экспертов, предрекавших подорожание бензина. Темпы роста цен на нефтепродукты в рознице также сохранятся в пределах инфляции благодаря демпферному механизму, заверил в начале января Александр Новак.
В пределах инфляции. Основной целью совещания у вице-премьера могла быть выдача нефтяникам рекомендаций по насыщению внутреннего рынка топливом, считает генеральный директор “Аналитики товарных рынков” Михаил Турукалов. “Сегодня важно увеличить переработку и отгрузку нефтепродуктов на внутренний рынок, чтобы нефтяные компании и независимые нефтебазы сформировали запасы бензина и дизтоплива перед посевной и весенними ремонтами на НПЗ”, – отметил собеседник.
Компании с августа прошлого года снижали отгрузку бензинов на свои нефтебазы и при этом крупные объемы бензинов экспортировались из России, напомнил эксперт. В ноябре экспорт всех бензинов (товарный бензин, компоненты и нафта) составил 58,2 тыс. т в сутки, в декабре – 60,3 тыс. т, с 1 по 23 января – 58,1 тыс. т в сутки, указал он.
Отказ от корректировки параметров демпфера – это мина под отрасль, отметил вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. “Снижение экспорта ведет к снижению наполнения бюджета, увеличение предложения на внутреннем рынке также снижает налоговые поступления. В итоге выбрана стратегия, максимально худшая для бюджета. Рост биржевых продаж не возымеет действия, так как фактические продажи выше нормативов. Одна из худших практик ручного регулирования за всю историю российского ТЭК”, – поделился мнением эксперт.
В целом подорожание бензина в 2021 г. останется в пределах инфляции, однако маржа НПЗ может снизиться, спрогнозировал Михаил Турукалов. (Rcc/Химия Украины и мира)