Надежды на скорейшее выздоровление авиации в этом году были отброшены назад глобальными ограничениями на поездки после появления новых штаммов коронавируса и более медленным, чем ожидалось, развертыванием вакцинации. Это омрачило перспективы роста спроса на реактивное топливо, передает Reuters.
Наибольшее среди нефтепродуктов падение спроса на реактивное топливо произошло из-за резкого сокращения авиационной активности в прошлом году.
Согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2019 г. почти 10% от общего спроса на нефть в странах ОЭСР приходилось на авиакеросин. В 2020 г. показатель упал до 6%. Для сравнения: “бензиновый спрос” на нефть в 2019 и 2020 гг. оставался на уровне около 30%.
В прошлом месяце Goldman Sachs снизил прогноз мирового спроса на нефть в I квартале на 700 тыс. барр./сут. (б/с) или 0,7% от общего потребления. В основном из-за возобновления ограничений на поездки.
Аналитики и трейдеры ожидали быстрого восстановления потребления авиакеросина на фоне скачкообразного роста туристических поездок. Однако программы вакцинации были отложены, небо остается пустым. Из-за пандемии тысячи самолетов остаются на земле, а многие авиакомпании оказались на грани банкротства.
“В краткосрочной перспективе нет никаких признаков восстановления спроса на авиакеросин”, – сказал старший трейдер авиационного направления, связанный с одним из японских НПЗ.
Большинство трейдеров и аналитиков прогнозирует, что ситуация улучшится во второй половине этого года, поскольку внедрение вакцины продолжается и внутренние авиаперевозки растут. В то же время ожидается, что восстановление международных рейсов займет больше времени.
По данным МЭА, на дальнемагистральных рейсах потребляется примерно в 35 раз больше топлива, чем на региональных, на них приходится более трети общего объема топлива, используемого авиационным сектором.
Спрос на реактивное топливо останется на уровне 5,4 и 5,7 млн. б/с в I и II кварталах соответственно, прогнозирует исследовательское консалтинговое агентство Energy Aspects. Это намного ниже среднего мирового потребления в 7,9 млн. б/с в 2019 г.
В Азии маржа на реактивное топливо увеличилось за последние недели, но остается на рекордно низком уровне для этого времени года. “Нефтепереработчики со значительными внутренними рынками будут пытаться производить столько авиакеросина, чтобы удовлетворить внутренний спрос, поскольку международный рынок все еще слаб”, – сказал один старший трейдер.
В Европе маржа по реактивному топливу также растет. Но это происходит в основном из-за ожидания широкомасштабного технического обслуживания НПЗ, а не из-за высокого спроса. Запасы реактивного топлива, хранящиеся на независимом складе в узле Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA), выросли за минувшую неделю до 983000 т, что почти на 110% выше, чем за тот же период прошлого года. Между тем, по данным аналитической компании Kpler, запасы авиакеросина в глобальных плавучих хранилищах выросли примерно до 4 млн. барр. в начале февраля, упав с пикового значения примерно в 20 млн. барр. в августе 2020 г. до почти 2,5 млн. барр. в январе.
Появление более заразных штаммов коронавируса серьезно повлияло на межконтинентальные путешествия. Ожидается, что восстановление будет долгим и тяжелым, что, по мнению отраслевых аналитиков и трейдеров, будет наиболее болезненным для нефтеперерабатывающих заводов Ближнего Востока, которые в значительной степени зависят от таких рейсов.
В связи с вводом в эксплуатацию новых перерабатывающих мощностей в регионе в этом году у нефтеперерабатывающих предприятий нет иного выбора, кроме как экспортировать больше авиакеросина на уже избыточные рынки.
В Соединенных Штатах пассажиропоток авиакомпаний по-прежнему на 65% ниже, чем до пандемии, сообщила промышленная группа Airlines for America. В своем отчете за IV квартал она написала, что считает 2021 г. “годом восстановления”, но не может точно предсказать, когда вернется спрос на пассажирские перевозки.
Аналитики Wood Mackenzie ожидают, что восстановление рынка реактивного топлива начнется в конце 2021 г. “Мы ожидаем увидеть критическую массу вакцинации к концу III квартала и началу IV квартала. Именно тогда вы увидите рост спроса на авиакеросин”, – сказала Сюзанн Данфорт, эксперт Wood Mackenzie по рынкам масел и нефтепереработки в США.
По словам Данфорт, американские НПЗ увеличили объемы выработки авиакеросина – процент готовой продукции от сырой нефти – к концу 2020 г. и, как ожидается, будут увеличивать их в течение всего года.
Но от неопределенности, которая омрачает рынок, никуда не деться. Данные Управления энергетической информации США (EIA) показали, что спрос на реактивное топливо в США достиг почти 1,5 млн. б/с за неделю, завершившуюся 8 января, что является самым высоким показателем с марта прошлого года. Однако затем показатель упал до 1,3 млн. б/с за неделю, завершившуюся 5 февраля.
По итогам 2020 г. украинский рынок авиатоплива сократился в два раза – до 244 тыс. т с 483,2 тыс. т в 2019 г. Импорт авиационного топлива в январе 2021 г. сократился на 43% до 6,9 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (12,2 тыс. т), сообщили в Консалтинговой группе “А-95”. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)