Увеличение добычи нефти странами ОПЕК+ и возможное снижение из-за этого котировок барреля может стабилизировать стоимость топлива в опте и даже немного сбить биржевые котировки. Но из этого не вытекает, что цена бензина должна упасть и на АЗС тоже.
В Минэнерго подтвердили, что перебоев с поставками топлива в весенний период сезонного роста спроса на внутреннем рынке не будет. Объемы производства постепенно растут, сейчас их уровень держится выше уровня 2019 г. Объем накопленных запасов составляет около 1,7 млн. т. Также с весеннего периода были перенесены ремонты на ряде нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), сообщили в пресс-службе ведомства.
Но цены на АЗС пока не реагируют на эти меры и избыток предложения на внутреннем рынке, их рост продолжается уже четыре месяца подряд. С 21 декабря к началу апреля средние цены на марку АИ-92 выросли с 43,23 до 44,76 руб. за литр (3,5%), АИ-95 – с 46,98 до 48,35 руб. за литр (2,9%), АИ-98 – с 53,41 до 54,95 руб. за литр (2,9%). Дизельное топливо подорожало с 48,68 до 49,42 руб. за литр (1,5%).
По мнению экспертов, основное давление на топливные цены оказал не недостаток бензина на внутреннем рынке, а рост нефтяных котировок при одновременном ослаблении рубля, а также увеличение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль после изменения с начала года формулы демпфирующего механизма.
Газомоторное топливо в России за март подорожало на 6,5% по сравнению с февралем, став лидером роста розничных цен среди непродовольственных товаров, бензин прибавил 1,12%, следует из сообщения Росстата. По сравнению с мартом прошлого года розничные цены на бензин в России выросли на 5,22%, а с начала года они увеличились на 3,03%, указано в сообщении. Что касается дизельного топлива, то за март оно подорожало на 0,6%.
Цены на газомоторное топливо определяет рынок, оно все еще дешевле бензина, сообщило Минэнерго. “В соответствии с законодательством РФ цены на реализуемый в качестве моторного топлива СУГ не подлежат государственному регулированию, так как они не относятся к продукции естественных монополий. Ценообразование носит исключительно рыночные принципы и складывается на основании конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения”, – сказали в Минэнерго.
Скорректированный демпфирующий механизм заработает с мая. Но, как неоднократно подчеркивали в Минэнерго, демпфер работает в обе стороны, поэтому вслед за нефтяными котировками розничные цены на бензин едва ли двинутся.
“Цены на бензин (и дизельное топливо) на оптовом рынке в апреле-мае могут снизиться”, – говорит замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Но влиять на них будут не нефтяные котировки в долларовом выражении, а налоговый режим. Здесь оптимизм вселяет решение привести изначально завышенную условную цену в демпфирующем механизме к реалиям рынка. В результате в рознице можно ожидать стабилизации цен, уточнил Фролов.
По мнению директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василия Тануркова, цены на бензин в России в большой степени зависят от курса доллара, то есть о снижении напряженности на внутреннем рынке моторного топлива в случае падения цен на нефть можно будет говорить лишь при прочих равных – как минимум неизменном курсе доллара.
Также в России рост цен на бензин и дизтопливо мог быть спровоцирован понижением температуры окружающей среды, говорится в заявлении ФАС. Второй причиной ценового скачка мог стать рост экспортных цен на нефтепродукты, а также сезонное повышение спроса на них как на территории России, так и в странах Европы и Азии.
ФАС также обращает внимание на снижение предложения топлива на биржевых торгах. Повлиять на конечную стоимость бензина могло и заключение соглашения ОПЕК+, а также рост мировых цен на нефть. Помимо этого продолжает фиксироваться стойкое снижение предложения, отмечают в ФАС. При этом гендиректор АО “Осколнефтеснаб” Александр Масалитин сообщил, что не согласен с доводами ФАС. “В связи с сезонным спросом или снижением температур не мог произойти тот рост цен, который наблюдается сейчас на рынке”, – прокомментировал руководитель. Он сообщил также, что из-за роста оптовых цен на бензин многие независимые АЗС работают себе в убыток. (Rcc/Химия Украины и мира)