Намерен ли сжиженный газ из США закрепляться на европейском рынке или Старый Свет окончательно потеряет для него актуальность из-за благоприятной конъюнктуры в Юго-Восточной Азии?
“Северный поток-2” еще не достроили, но над газопроводом постоянно висит угроза ограничения объемов прокачки газа. Подобное уже случилось с “Северным потоком”. Правительство Польши, спекулируя темой Третьего энергопакета ЕС, все же добилось решения Европейского суда юстиции, согласно которому “Газпром” теперь сможет поставлять по этой магистрали не 55 млрд. куб. м газа в год, а 37 млрд.
При этом немецкие СМИ все чаще возмущаются тем фактом, что главный бенефициар таких нападок на российские газопроводы – правительство и бизнес США. В Frankfurter Allgemeine Zeitung, цитируя главу итальянской газовой компании Snam Марко Алверу, открыто говорят, что руководство Соединенных Штатов вытесняет российского конкурента с газового рынка ЕС, чтобы продавать там свои углеводороды.
Однако американский СПГ не торопится заполнять европейский рынок, наоборот, поставки этого энергоносителя переместились в Азию. Причина – цена, которая в этом регионе более привлекательна для поставщиков, нежели в Европе. В январе этого года стоимость газа на спотовых рынках Азии в определенный момент достигала почти $1000/тыс. кубометров. Весной стоимость несколько снизилась, но показатели все равно были весьма высокими. При этом ключевые потребители СПГ в регионе, несмотря на цены, продолжали наращивать импорт. К примеру, в апреле 2021 г. Китай закупил до 7,032 млн. т СПГ (на 34% больше, чем в тот же месяц годом ранее).
В июле значение азиатского спотового индекса Platts JKM (демонстрирует рыночную стоимость грузов, поставляемых в Японию, Южную Корею, Китай и Тайвань) перевалило $450/тыс. кубометров газа, а фьючерс на сентябрь по индексу JKM уже торгуется выше $500/тыс. кубометров. Для сравнения: фьючерсы на европейском хабе TTF вплоть до марта 2022 г. торгуются выше $400/тыс. кубометров. Очевидно, что в таких условиях поставщики СПГ из терминалов в США выбирают не Европу, а Азию.
“Правительство США не указывает компаниям, отправляющим сжиженный газ из терминалов СПГ Америки, куда они должны сбывать свой продукт. Однако руководство этой страны старается создать условия, при которых такая отрасль в США могла бы постоянно развиваться. Для нее стараются нарастить рынки сбыта, в том числе и за счет Европы, а также максимально поднять цены, чтобы добыча газа в Соединенных Штатах и его сжижение были рентабельными. Выдавливание российского газа из ЕС и рост цен на энергоноситель в этом регионе за счет дефицита – отличные предпосылки для хорошего спроса на американский СПГ”, – уверен аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
Эксперт также считает, что руководство США расчищает рынок сбыта, причем сейчас происходит лишь первый этап – максимальное сокращение поставок газа в ЕС по обходным (новым, вроде СП-2) трубопроводам. Второй этап – саботаж поставок энергоносителей по более старым магистралям, например, украинской ГТС.
Для выполнения такого плана есть несколько вариантов. Можно пойти жестким путем, попросту организовав диверсию на газопроводе. Такого рода прецеденты в Украине уже есть. Несколько лет назад неизвестные в масках взрывали ЛЭП и другие коммуникации на границе с Крымом. Власти страны откровенно бездействовали. В итоге де-факто все коммуникации отрезаны, официально никто ничего не перекрывал, а во всем виноваты неизвестные радикалы. Где гарантия, что то же самое не произойдет с украинской ГТС?
“Есть и второй, более мягкий вариант саботажа поставок газа по этой трубе – санкции. Если правительство США введет рестрикции против “Газпрома”, то “Нафтогаз” будет вынужден остановить транзит и разорвать контракты, ведь российский холдинг станет “токсичным”. В таких условиях поставки газа из РФ в ЕС все равно продолжатся по другим магистралям, но их объема явно не хватит Европе для удовлетворения внутреннего спроса. В таких условиях американский СПГ, несмотря на его цену и волатильность, будет желанным продуктом”, – говорит Юшков.
Заявок на постройку терминалов по регазификации в США много, если бы все их сейчас выполнили, то объем конвертации составил бы около 300 млрд. кубометров в год. Однако это не значит, что СПГ обязательно должен ориентироваться на Европу. Правительство США могло бы, скажем, выдавать специальные субсидии ($100/тыс. кубометров) компаниям, которые отправляют СПГ не в Азию, а в ЕС. Это укрепило бы присутствие американского продукта в Старом Свете. “Но в Вашингтоне вряд ли на это пойдут. Там считают, что политических мер (заставлять лояльные к США страны ЕС покупать СПГ) вполне достаточно. В Европе уже есть инфраструктура, причем с избыточными объемами по приему энергоносителя (терминалы загружены лишь на 30%). Это значит, что американский СПГ, если возникнет срочная необходимость, всегда может “перекочевать” из Азии в ЕС”, – заявил Игорь Юшков.
Так было, к примеру, в первом полугодии 2019 г. В обозначенный период сжиженный газ из Соединенных Штатов стал меньше поступать в Азию (в марте 2019 г. поставки в Китай вообще прекратились). Зато за 6 месяцев того же года поставки энергоносителя из США выросли на европейском направлении до 5,6 млн. т, по данным Vygon Consulting.
Однако, как отметила аналитик нефтегазового сектора компании “Атон” Анна Кишмария, страны Азии остаются наиболее привлекательным рынком для роста рыночной доли не только благодаря обычно характерной для региона премии в ценах, но и из-за того, что регион остается в авангарде роста мирового спроса на газ. При этом европейский спрос, по оценкам IEA, на горизонте до 2025 г. будет оставаться скорее стабильным.
Нельзя говорить, что государства ЕС всегда готовы бездумно скупать сжиженный газ из США. Если с ноября 2019 г. по март 2020 г. объемы американского экспорта в Европу демонстрировали серьезный рост, то в апреле 2020 г., как сообщало агентство Reuters, представители Shell, Total, British Petroleum, Enel и Uniper завили, что не примут американский СПГ, законтрактованный на июнь. В августе загрузка почти всех американских СПГ-заводов за исключением Dominion Cove Point была значительно ниже 50%.
Это продолжилось и весной текущего года. Несмотря на рекордно низкий уровень заполнения европейских ПХГ, поступление газа с терминалов по приему СПГ в газотранспортную сеть ЕС в мае 2021 г. снизилось на 17% по отношению к показателям апреля. Такой процесс наблюдается и сейчас, когда за последнюю неделю июля уровень запасов в резервуарах терминалов СПГ Европы снизился (по отношению к предыдущей неделе) на 19% до 3,16 млн. кубометров. Больше всего объемы запасов уменьшились именно в тех государствах ЕС, где доля сжиженного газа в балансе потребления углеводородов наиболее велика – в Италии, Испании, Португалии, Польше.
Выходит, хоть европейский рынок и трансформировался в площадку, которая с технической точки зрения теперь всегда готова принимать СПГ из США, но это не значит, что он захочет каждый раз выполнять такие операции, когда это нужно добытчикам газа и владельцам терминалов по его конвертации из Штатов. Более того, нельзя списывать со счетов и конкуренцию с поставками СПГ из Катара и России, которые не слишком уступают, а иногда и превышают объем экспорта энергоносителей из США. При этом и у России, и у ее ближневосточного конкурента весьма амбициозные планы по наращиванию поставок сжиженного газа, в том числе и в ЕС.
Более того, политики России и Катара не принимают законы, способные доставить нефтегазовому сектору серьезные проблемы, как, например, инициатива президента США Джо Байдена – запрет на бурение газовых и нефтяных скважин на федеральных землях страны. Такое нововведение повлияет на добычу сланцевого газа в США, критически важного ресурса для СПГ-терминалов Америки. Впрочем, это не значит, что нужно хоронить отрасль.
Еще в начале 2021 г. Reuters, ссылаясь на интервью с крупнейшими бурильщиками в США, писал, что запрет не так страшен, поскольку есть уже заключенные контракты на федеральных землях, которых хватит еще надолго. “У 7 компаний, контролирующих половину (на федеральных землях) наземных поставок газа в 48 штатах, есть договоры аренды и разрешения, которые могут длиться годами”, – заявил тогда исполнительный председатель Devon Energy Corp. Дэвид Хагер.
COVID-19, безусловно, нанес определенный урон добыче газа в США. Число активных буровых вышек из-за коронакризиса серьезно сократилось и до сих пор, судя по отчетам Управления энергетической информации США (EIA), не восстановилось до показателей 2019 г. (в декабре 2019 г. – более 120 единиц, в июне 2021 г. – более 90 единиц). Но, несмотря на уменьшение числа активных буровых установок, в отчете EIA сказано, что добыча природного газа в США за последний год уменьшилась не критически. В мае 2021 г. она составила в среднем 2,6 млрд. кубометров в день. В этом же месяце 2020 г. такой показатель составлял 2,4 млрд. Более того, именно экспорт СПГ помог тем добытчикам, которые находились ближе других к побережью.
“Увеличение числа действующих газовых буровых установок произошло в основном на месторождении Хейнсвилль. Его близость к терминалам для отгрузки СПГ и промышленный спрос на побережье Мексиканского залива США сделали добычу в таком месте более ценной”, – говорится в июньском отчете EIA.
Руководитель ИАЦ “Альпари” Александр Разуваев отметил, что во время президентского срока Байдена экономическая политика США, конечно, будет несколько отличаться от линии Трампа. Однако Соединенные Штаты могут стать более серьезным игроком на европейском газовом рынке, чем сейчас, особенно если СПГ из Америки будет продаваться в ЕС дешевле, чем на спотовых рынках. При определенных обстоятельствах это вполне возможно. “У сланцевой добычи в США, несмотря на многочисленные проблемы, есть перспективы для развития. Но многое будет зависеть от того, какой будет курс в паре евро/доллар. Если американская валюта начнет слабеть по отношению к евро, то поставки СПГ в ЕС будут выгодны экспортерам и наоборот. Многие СМИ и эксперты говорят, что ФРС повысит ставку, вот только пока непонятно, когда именно”, – говорит Александр Разуваев.
У сланцевой добычи в США есть еще одна проблема – политика энергоперехода, согласно которой Джо Байден объявил о необходимости сокращения в стране выбросов парниковых газов к 2030 г. на 50% или более (по сравнению с показателями 2005 г.). Добыча газа, особенно сланцевого, провоцирует довольно серьезный выброс вредных веществ в атмосферу. Еще в 2019 г. американские ученые из Корнеллского университета пришли к выводу: за последние 10 лет добыча сланцевого газа в Северной Америке стала причиной половины всех выбросов в стране метана в атмосферу. Также сланцевая добыча за 10 лет спровоцировала треть от общего объема выбросов ПГ в мире.
По словам замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Белогорьева, в долгосрочной перспективе бурное развитие сланцевой добычи в США входит в прямой конфликт с целями по достижению углеродной нейтральности. Мало того, что отрасль производит много выбросов, так еще и сжижение газа – это процесс энергоемкий, что делает углеродный след американского СПГ еще больше. По этой причине у российского и катарского СПГ на европейском рынке будет больше преимуществ.
“Байден, конечно, не хочет полностью уничтожать сланцевую добычу. Все-таки это экономически успешная отрасль в стране, поэтому он хоть и выступает за декарбонизацию экономики, все же проводит осторожную политику. Более того, пока не понятно, как США вообще будут подсчитывать углеродный след этой отрасли. Если говорить о кратко- и среднесрочной перспективе, то она для американского СПГ очень хорошая. Конъюнктура газового рынка внутри США самая благоприятная за последние 15 лет, впрочем, хорошие условия сейчас и для экспорта СПГ. Однако Европа для американского СПГ – это лишь балансирующий рынок. Главным направлением все равно будет оставаться Азия, на которую приходится до 75% мирового экспорта сжиженного газа”, – уверен эксперт.
Вероятно, дефицит и профицит на мировом рынке СПГ будут постоянно сменять друг друга. Поэтому “качели” американского экспорта СПГ, когда он будет перемещаться туда, где цена выгоднее, – это реальность, которой не избежать. При этом, как считает Алексей Белогорьев, сжиженный газ из США в первую очередь будет идти в Азию, а ЕС для него будет лишь рынком сбыта для излишков.
К этому стоить добавить еще и фактор “зеленой повестки”, которая становится в Старом Свете все более агрессивной. Европейский рынок с 2023 г. (когда введут трансграничный углеродный налог) станет менее доброжелательным к американскому СПГ из-за высокого углеродного следа. Ведущие потребители энергоносителя в Юго-Восточной Азии подобных законов пока вводить не собираются. Это значит, что “качели” американского экспорта СПГ хоть и перемещаются из Европы в Азию и обратно, но все же чаще задерживаться будут именно в Азии. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)