Недавнее падение иранского экспорта бензина вызвало волну на рынке Ближнего Востока, заставив крупных импортеров, таких как Пакистан, искать поставщиков в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Экспорт бензина Ирана практически прекратился в июле и августе, когда страна находилась в процессе перехода от правительства Хасана Рухани к новой администрации Эбрагима Раиси. Ключевым фактором стала директива министерства нефти Ирана о сокращении экспорта, чтобы резервуары для хранения на распределительных и экспортных терминалах были заполнены до начала срока полномочий новой администрации. Также произошла смена караула, в результате которой многие компании, участвовавшие в экспорте нефтепродуктов во время пребывания у власти предыдущего правительства, уступили место фирмам, связанным с новым режимом, чтобы они могли принять вызов перед лицом санкций, сообщили источники на рынке .
По оценкам трейдеров, до падения экспорта в этом квартале примерно 300000-500000 т иранского бензина в месяц поступало в порты ОАЭ Фуджейра, Хамрия и Джебель-Али. После смешивания большая часть этой продукции реэкспортируется в Пакистан, но с тех пор эти потоки резко сократились. “Обычных блендеров нигде не видно, а их резервуары пусты, – сказал один торговец. – Иранские бочки не высаживались в Пакистане с июля”.
В то же время осложнилась и контрабанда топлива из Ирана в Пакистан. По оценкам консалтинговой компании FGE, в прошлом году по этому маршруту были контрабандой переправлены 20000 баррелей бензина в день. Но чтобы предотвратить незаконную торговлю, Пакистан теперь ввел квоту на количество грузовиков, которым разрешено пересекать границу, что вызвало волнения в приграничных общинах, которые годами наживались на незаконной торговле. Пакистан должен завершить строительство забора на иранской границе к концу этого года. В апреле правительства двух стран подписали первоначальное соглашение об учреждении “приграничных рынков” для содействия законной торговле, но неясно, как такие рынки будут работать.
Пакистан обычно полагается на импорт, чтобы удовлетворить около 70% своих потребностей в бензине. По данным Vortexa, в июле страна импортировала 440 тыс. т бензина, в августе – 515 тыс. т. Еще 641000 т ожидаются в этом месяце. В то же время импорт из ОАЭ значительно снизился – с 339000 т в июне до 246000 т в июле и 142000 т в прошлом месяце. В сентябре ожидается всего 85000 т.
Посмотрите на восток. Поставщики в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая Китай, извлекли выгоду из сокращения иранского экспорта бензина. Пакистан стал новым рынком сбыта китайского бензина после того, как 1 августа он перешел на кислородсодержащие стандартные спецификации бензина Евро-5. Большинство китайских грузов бензина насыщено кислородом и с низким содержанием серы в соответствии с новыми техническими требованиями Пакистана.
По словам трейдеров, объемы бензина, перевозимого из Китая в Пакистан, увеличились после изменения спецификации, в списках транспортных средств для сентябрьской погрузки появилось больше грузов. Также был редкий экспорт в Пакистан из Сингапура, при этом государственное агентство Enterprise Singapore сообщило, что за неделю до 15 сентября в Пакистан были отправлены 465000 баррелей бензина.
Пакистан – не единственная страна, вынужденная искать запасы бензина на востоке. На фоне неблагоприятной арбитражной экономики для импортных поставок с запада Суэцкого канала Ирак недавно выиграл мини-тендер с китайскими компаниями Unipec и Sinochem. Грузы, вывозимые из Сингапура в Ближний Восток, оказали поддержку ценам на бензин. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)