Производитель биодизеля BioD Technology переехал со своей базы на севере Индии и в прошлом месяце начал производство на крупнейшем на сегодняшний день заводе по переработке биотоплива в ОАЭ, заводе по производству метилового эфира (Ucome) из отработанного кулинарного масла (UCO) и усовершенствованного биодизельного топлива в Дубае, Джебель Али, производительностью 30000 т/год.
Генеральный директор и основатель компании Шива Виг рассказал о том, что побудило компанию к миграции и о перспективах этого сектора в ОАЭ.
– Компания BioD Technology открыла свой первый завод по производству биодизеля Ucome производительностью 100 т/сутки на севере Индии, где она также является крупнейшим региональным сборщиком UCO. Как возник завод в Дубае?
– Когда мы открывали наш первый завод, идея заключалась в том, чтобы использовать отходы сырья, собранные в Индии, и экспортировать биодизельное топливо в Европу. Но в 2018 г., когда завод был почти завершен, правительство Индии запретило импорт и экспорт, что стало для нас большим ударом. Нам пришлось полностью изменить нашу модель и сосредоточиться на бизнесе для индийского рынка. Из-за плохой политики и нормативных требований уровень сбора UCO в Индии чрезвычайно низок, а рынок биодизеля в Индии никогда не процветал, хотя и имеет огромный потенциал. Нам никогда не удавалось создать какую-либо ценность от индийской биодизельной промышленности, но мы все еще собираем и ждем. Мы находимся в правильном положении, чтобы наращивать масштабы по мере необходимости.
У Индии есть свои проблемы. Она сильно загрязнена, поэтому правительство хочет сохранить биотопливо внутри страны, но они не платят за биодизель цену по сравнению с европейским рынком. 80-85% производственных мощностей было закрыто за последние 1,5 года, многие рассматривают возможность закрытия своих предприятий или переезда в регионы с более благоприятной политикой. Местная осуществимость там просто не работает ни для одного производителя биодизеля.
Дубай предложил многообещающий вариант. Доступно местное сырье хорошего качества, политика стабильна, а логистика хороша не только для доставки в Европу, но также потенциально в США или на Дальний Восток.
– По данным таможни, экспортный рынок UCO на Ближнем Востоке является относительно зрелым: в прошлом году из стран Персидского залива в Европу были отправлены 94000 т. Были ли у вас проблемы с подбором и поиском собственного сырья?
– На данный момент мы уделяем особое внимание UCO, мы стараемся получать как можно больше из местных источников. Мы видим в регионе несколько очень качественных UCO, которые для нас имеет смысл переработать в более ценный готовый продукт вместо того, чтобы все это экспортировать в Европу для производства. Контейнеров сейчас не хватает даже для ближневосточных сборщиков UCO для экспорта, а когда есть поставки, затраты ARA могут составлять $250-300/т, что делает торговлю флекситанками нереализуемой, в то время как оптовые поставки здесь имеют свои проблемы. Мы также конкурируем с европейскими ценами, поэтому есть множество преимуществ, у которых теперь есть надежный местный покупатель в их собственной стране.
Мы также видим много отработанных кислотных масел и отходов высококислотного UCO в регионе, мы являемся первым заводом в странах Ближнего Востока и Северной Африки, который может перерабатывать такое современное сырье. Другие региональные заводы в основном являются более простыми и небольшими заводами Ucome, работающими мощностью 5-10 т/день, во многих сценариях они не соответствуют требованиям EN. Я думаю, что рынок был готов к появлению завода значительных размеров, использующего современное сырье. Мы находимся в порту, поэтому, используя местное сырье, мы также можем импортировать, например, сточные воды заводов по производству пальмового масла из Юго-Восточной Азии.
– Каким вы видите общую доступность UCO в регионе?
– Сеть ресторанов UCO здесь очень развита и сейчас довольно насыщена в ОАЭ, где действуют очень строгие правила и нормы по повторному использованию отработанных масел. По нашим оценкам, 2000-2500 т/мес., И в настоящее время в основном это все идет на экспорт. Я думаю, что единственное, что осталось, – это частные домохозяйства, которые остаются очень большой проблемой во всем мире, с чем никто не может должным образом справиться.
У нас самих есть большой опыт сбора UCO из Индии, которая, вероятно, является самым сложным рынком в мире для сбора UCO с учетом фальсификации. Поэтому сейчас мы активно взаимодействуем с партнерами, чтобы начать собственную домашнюю коллекцию в ОАЭ, теперь, когда наш завод работает.
Соседние страны, такие как Оман, Египет и Саудовская Аравия, могут иметь больше возможностей для роста, но мы не изучали эти рынки подробно.
– Темпы декарбонизации растут даже в странах Персидского залива, где исторически преобладала нефть, ОАЭ уже поставили цель, чтобы возобновляемые источники энергии составляли половину своего энергобаланса к 2050 г., и рассматривают более амбициозную цель – нулевой показатель к 2050 г. Видите ли вы политическую волю для развития использования дорожного биотоплива внутри ОАЭ?
– Хотя у них есть доступ к большому количеству дешевого ископаемого топлива, местные органы власти очень склонны к чистой энергии, мы видим хороший попутный ветер за возобновляемыми источниками энергии и поддержкой со стороны правительства. Мы уже поддерживаем связь с министерством передовых технологий правительства, которое обратилось к нам с просьбой принять участие в проекте “Операция 300 млрд.”, в рамках которого ОАЭ хотят в ближайшие пару лет создать производственный сектор стоимостью 300 млрд. дирхамов. МСП в обрабатывающей промышленности в целом, которая является приоритетным сектором для правительства ОАЭ, доступны большие объемы финансирования и поддержки.
Когда вся цепочка поставок будет более налажена, сбор UCO и производство биодизеля станут стабильными, логистика улучшится, тогда правительство будет более серьезно смотреть на создание мандатов и политики для поддержки местной промышленности. И эта отрасль в странах Ближнего Востока и Северной Африки неуклонно растет. Мы знаем, что в следующие 24 месяца в более мелких заводах будет введена дополнительная мощность 100-150 т/сутки, помимо нашей только в ОАЭ, а также других в регионе, включая Оман.
В идеале, если правительство поддерживает нас, мы хотели бы участвовать в местных мандатах и видеть, что страна не должна экспортировать какое-либо сырье. Это также зависит от множества микро- и макроэкономических факторов, таких как стимулы для развития UCO в Европе.
– Видите ли вы интерес со стороны базирующихся в Дубае фирм к добровольному смешиванию биодизеля для повышения их собственных показателей устойчивости, будь то дорожный парк, такой как грузовики для доставки, или такие отрасли, как строительство?
– На местном уровне компания Enoc очень агрессивно относится к биодизелю, но ОАЭ не относятся к категории красных рынков. Очень сложно найти местный бизнес, готовый предложить цены, которые мы привлекаем на европейском рынке. Конечно, если придут мандаты и государственная поддержка, то определенно производство на месте и продажа на месте – это то, что мы хотим делать, это будет для нас идеальным бизнес-кейсом.
– В какой степени вы считаете водород и другие альтернативные виды топлива угрозой для развития внутреннего рынка биодизеля в ОАЭ?
– Это определенно угроза для всех производителей FAME по всему миру, не только в ОАЭ, будь то дорожная конкуренция со стороны электромобилей и водорода в долгосрочной перспективе или SAF и HVO в ближайшей перспективе, которые конкурируют за одно и то же сырье.
На самом деле мы ведем переговоры с одним из крупнейших частных авиаперевозчиков Индии, который хочет создать производственное предприятие для SAF, и вскоре сможет опубликовать более подробную информацию о партнерстве.
Очевидно, что в водород вкладывается много денег, в том числе в ОАЭ, поэтому в ближайшие несколько лет мы увидим множество технологических достижений, но у нас есть время.
– Предвидите ли вы какие-либо мандаты или стимулы в регионе, специально направленные на судовое топливо или СНС?
– Да, есть большой интерес к судовым видам топлива. Партнеры Biogra Trading, с которыми мы работаем на стороне Ucome, настойчиво смотрят на это, у нас должен быть там бизнес.
Мы не слышали о каких-либо требованиях для SAF на местном уровне, хотя мы знаем, что были некоторые испытания SAF со стороны основных перевозчиков ОАЭ – Emirates и Etihad. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)