Конкуренция между крупнейшими поставщиками нефтепродуктов на украинский рынок в 2022 г. значительно усилится за счет возобновления поставок по нефтепродуктопроводу “ПрикарпатЗападтранс”, а также увеличения производства на Кременчугском НПЗ “Укртатнафта”. Об этом заявил директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн во время онлайн-выступления на международной отраслевой конференции “Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница”.
По словам Сергея Куюна, 2021 г. стал очень успешным для белорусских экспортеров, прежде всего благодаря остановке в феврале импорта дизельного топлива по нефтепродуктопроводу “ПрикарпатЗападтранс”.
“Россия и Беларусь как сообщающиеся сосуды. В прошлом году главным образом российский дизель компенсировал провал в импорте из Беларуси в связи с нехваткой нефти, а в этом произошла зеркальная ситуация”, – заявил Сергей Куюн. По его данным, за 8 месяцев 2021 г. поставки ДТ из Беларуси выросли на 37,5% (на 475 тыс. т), тогда как из России упали на 33% (на 556 тыс. т).
В 2022 г. ситуация может качнуться в обратном направлении, в частности велика вероятность возобновления работы нефтепродуктопровода, который находится в управлении госкомпании “Укртранснафта”.
“Содержание нефтепродуктопровода требует больших затрат, компания будет делать все возможное, чтобы возобновить его работу. Для этого необходимо отменить 4%-ную пошлину, которая сегодня составляет около $30/т и которая не позволяет конкурировать с теми же белорусскими поставками”, – считает Куюн. Он также отметил, что, несмотря на заявляемую техническую готовность “Укртранснафты” обеспечить прокачки, пока существует неопределенность с ресурсодержателем. Он напомнил, что в 2017-2019 гг. магистраль прокачивала до 200 тыс. т дизтоплива в месяц.
Вторым источником дополнительных поставок ресурса на рынок является завод “Укртатнафта”. “В августе завод произвел тестовый выход на текущую максимальную мощность в объеме 14 тыс. т в сутки или около 5 млн. т в год. Сегодня на заводе засыпают два новых катализатора и проводят комплекс мероприятий, который позволит нарастить переработку до 15-16 тыс. т в сутки или 5,5-5,8 млн. т в год”, – рассказал директор “А-95”.
Если это произойдет, предприятие даст на рынок дополнительно по 1 млн. т бензина и дизельного топлива по сравнению с уровнем загрузки в 2021 г., в течение которого ожидается переработка 3,2 млн. т.
По словам Куюна, загрузка Кременчуга во многом будет зависть от результатов рассмотрения вопроса о корректировке ставок акцизного сбора на бензин и сжиженный газ, а также темпов сокращения теневого рынка. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)