В 2022 г. автомобильное топливо может подорожать на 8-10% или примерно на 5 руб. за литр, считают эксперты. По словам аналитиков, такого скачка стоимости можно ожидать в связи с ростом инфляции, а также с увеличением издержек бизнеса. По официальным данным, в 2021 г. подорожание бензина фактически сравнялось с инфляцией и составило чуть более 8%. Растущий спрос, ограниченный выезд за рубеж, рост акцизов стали основными факторами формирования относительно высоких цен, отметили участники рынка.
Высокий уровень. В среднем за год цены на топливо в России поднимаются на 8-10%, в 2022 г. они вырастут так же, сказала старший аналитик ИАЦ “Альпари” Анна Бодрова. Подорожание в рознице произойдет вслед за увеличением издержек бизнеса на оплату труда, логистику, хранение, заявила эксперт. «Помимо этого цены на топливо в России в принципе не могут снижаться: 2/3 стоимости литра – это акцизы, сборы, налоги, а они как минимум не сокращаются», – добавила она.
По данным Росстата, с января по 20 декабря 2021 г. бензин в России подорожал на 8,7%, превысив инфляцию за тот же период в 7,98%. К концу года такой темп сравнялся с инфляцией, которая, как заявляла глава ЦБ Эльвира Набиуллина, по итогам года составит чуть более 8%.
Розничные цены на бензин росли весь 2021 г., самой низкой цена топлива была в начале года, сказал эксперт в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. Аналитик отметил, что в январе 2021 г. литр АИ-92 стоил около 43 руб. за литр, АИ-95 и дизель – примерно 47 руб. На исходе года средние цены по стране достигли 46,5 руб. за литр АИ-92, 50,1 руб. за АИ-95 и более 52 руб. за дизель, добавил он.
В 2022 г. ЦБ ожидает замедления инфляции с нынешних 8% до 4-4,5%, что и дает ориентир по росту цен на топливо, отметил исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК “Универ Капитал” Артем Тузов.
Впрочем, президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов считает, что с учетом инфляции в 2021 г. около 8% и в 2022-м справедливо ожидать схожих темпов роста цен на топливо.
Зампредседателя наблюдательного совета ассоциации “Надежный партнер” (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев добавил, что в 2022 г. планируется увеличение акциза, так что все виды топлива к концу года могут прибавить примерно 5 руб. за литр.
Цены вслед за спросом. Основными факторами влияния на рынок нефтепродуктов остаются мировые цены и фискальная политика государства по отношению к ТЭК, сказал член комитета ГД по энергетике Юрий Станкевич. “После стрессового 2020 г., когда цены на нефть опускались до отрицательных значений, в 2021 г. оптимизм в стоимости топлива был значительно выше оптимизма экономики в целом. Растущий спрос, ограниченный выезд за рубеж, продолжающие рост акцизы стали основными факторами формирования высоких оптовых цен”, – отметил депутат.
Проблема рынка – постоянно догоняющие меры регулирования, считает Дмитрий Гусев. “Начиная с марта начался резкий рост потребления, обычно характерный для лета, активизировался внутригосударственный туризм и вырос спрос на нефтепродукты. Предложения ФАС и Минэнерго в части регулирования рынка не успевали за ростом цен”, – заявил Дмитрий Гусев.
Эксперт подчеркнул, что ни увеличение на 1% обязательных к реализации объемов на бирже, ни угрозы запрета экспорта, ни изменение механизма расчета демпфера не смогли уберечь рынок от достижения новых исторических пиков как по бензину, так и по дизтопливу. Минэнерго рассматривало возможность временного ограничения поставок нефтепродуктов за рубеж для стабилизации цен. Меру в итоге не приняли.
Регулирование рисков. Дмитрий Гусев напомнил, что осенне-зимний сезон 2021 г. был осложнен снижением производства зимнего дизеля на нефтебазах в связи с тем, что Минфин изменил позицию насчет доначисления акцизов. В 2021 г. министерство напомнило производителям зимнего дизельного топлива о необходимости платить дополнительный акциз при изготовлении смеси летнего дизеля и авиакеросина. Хотя, по словам представителей бизнеса, ранее власти разъясняли, что платить сбор при производстве ДТЗ не требуется. “Все эти факторы влияли лишь на оптовую цену. Розничная цена на топлива оставалась в пределах инфляции, что создавало дополнительные неудобства собственникам АЗС”, – подчеркнул Дмитрий Гусев.
Как эксперты заявляли ранее, с 2019 г. власти пытаются сдерживать подорожание бензина в рознице выше темпов инфляции посредством воздействия регуляторов, в первую очередь ФАС, на нефтяные компании. Их розничные сети работают в минус, но свои убытки крупные холдинги способны компенсировать доходами от оптовых продаж нефтепродуктов, а также за счет механизма демпфера, предусматривающего выплаты из федерального бюджета, поясняли специалисты. В итоге независимые АЗС из-за диспаритета оптовых и розничных цен вынуждены ставить цены на 5-7 руб. выше, чем у ВИНК, потребитель уходит за ценой в крупные сети, а независимый сектор теряет клиентов. Такая ситуация приводит к банкротству независимых заправок, но во многих регионах они составляют подавляющее большинство и граждане сталкиваются с труднодоступностью топлива, добавил аналитик ФГ “Финам” Сергей Кауфман.
Чтобы исправить ситуацию, необходимо понизить налоговую составляющую в стоимости бензина, считает Андрей Лобода. По его словам, более 70% в розничной цене автомобильного топлива – это акциз и другие налоги. (Rcc/Химия Украины и мира)