Для топливного рынка первые две недели нового года ознаменовались резким подъемом, продиктованным мировой конъюнктурой. Автомобильные партии дизельного топлива выросли на 2 грн./л (+7,6%), на бензины – на 1,58 грн./л (+5,8%). И это не предел, полагают в Консалтинговой группе “А-95”.
С первых дней 2022 г. на европейских рынках начался уверенный рост котировок по всем видам нефтепродуктов, который в итоге составил в среднем $54/т (+7,9%). Именно такая динамика предопределила новые расчеты Минэкономики, добавившие бензину 95 коп./л, дизтопливу – 1,34 грн./л.
А сначала была нефть, подорожав в 2022 г. с $79 до $86/барр. или на 9,1%. Обозреватели считают, что это следствие устойчивого спроса, уже не реагирующего на новые волны коронавируса.
Подхлестнуло цены и возобновившееся ослабление курса гривны: доллар и евро усилились на 2% и 3,5% до 28 грн. и 32 грн. соответственно.
Реакция внутреннего рынка не заставила себя ждать. С 4 января крупнооптовые цены на дизельное топливо выросли в среднем на 2560 грн./т до 32620 грн./т (+8,5%).
На крупнейшем хабе в Коростене 14 января сделки проходили в диапазоне 27,25-27,40 грн./л, прибавив с начала года 2,2 грн./л. В столичном регионе прайсы выросли в среднем на 2,10-2,30 грн./л, реальные предложения на белорусский ресурс озвучивались в диапазоне 27,00-27,40 грн./л, опускаясь и до 26,90 грн./л. Запасы российского дизеля были больше и предлагались намного дешевле – 26,50-26,75 грн./л.
В Ровенской области прайсы с 4 января выросли в среднем на 2-2,10 грн./л, основные предложения были в диапазоне 27,30-27,50 грн./л, хотя встречались и по 27,10 грн./л.
В порту Николаева сделки проходили в диапазоне 27,30-27,50 грн./л, прибавив с начала года в среднем 2 грн./л, нижний порог стартовал с 27,00 грн./л.
На “Укртатнафте” события развивались не так быстро, к финишу цены пришли с ростом на 1,70 грн./л (27,37 грн./л). Клиенты завода торговали в основном дороже, вплоть до 27,55 грн./л.
По оценкам Консалтинговой группы “А-95”, внутренние цены не достигли экономически обоснованного уровня, поскольку на рынке еще остаются запасы “дешевого” топлива. Если же мировой рынок продолжит идти вверх, на стелах АЗС потребителей ждут новые ценовые рекорды. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)