Зеленые технологии, “цифровые мастерские”, новый катализ, интегрированные полимеры, интеллектуальные бионические материалы, плазма и поля гипергравитации…
В Китае центрами концентрации новых нефтехимических проектов станет около 70 химических парков. Названы 40 ключевых продуктов, которые должны быть разработаны через 3 года. Опыт Китая по развитию нефтехимии необходимо адаптировать в России. Об этом рассказала главный специалист отдела экономического анализа АО “Татнефтехиминвест-холдинг” Алина Багавеева на заседании научно-технического совета холдинга. Ниже приведены основные положения из ее доклада.
20 ключевых технологий и 40 продуктов. В Китае принята амбициозная госпрограмма по развитию нефтехимии до 2025 г., говорится в докладе. К этому времени Китай должен достичь прорыва в разработке более 20 ключевых универсальных нефтехимических технологий. Среди них – новые типы катализа, “зеленый” синтез и производство “зеленого” водорода, функционально-структурные интегрированные полимерные материалы, интеллектуальные бионические материалы и новые материалы для накопления энергии, плазма и поля гипергравитации.
Власти КНР также считают важным развитие технологий в области энергосбережения и снижения выбросов СО2; прямого крекинга сырой нефти для производства этилена; одностадийного синтеза олефинов из синтез-газа и производства химических продуктов с помощью интеллектуальных непрерывных микрореакций. Кроме того, Китай намерен добиться прорыва в производстве спецреакторов, электронагревательных печей, крупногабаритных насосов, систем управления и клапанов и другого оборудования.
Определены и ключевые продукты нефтехимии, которые должны быть разработаны через 3 года. Всего их 40. По данному направлению докладчик выделила полимерные материалы с памятью формы, металлоорганические каркасные материалы, высокоэффективные среды для разделения металлических элементов, интегрированные мембранные устройства для разделения реакций, полиолефины, промышленные газы, резиновые и пластмассовые материалы, специальные смазки. Должен быть расширен ассортимент фторорганического кремния, полиуретанов, полиамида.
Среди приоритетных для освоения технологий преобладают направления нефтехимии и “тонкой” химии. К первым относят системы управления целостностью трубопроводов и резервуаров; управления рисками и аварийного реагирования; мониторинга хранения и транспортировки опасных химических веществ и многое другое. КНР также необходимо освоить процессы глубокого замедленного коксования для увеличения выхода светлых нефтепродуктов; направленного разделения ключевых компонентов бензина FCC. В “тонкой” химии приоритетными называются создание экологичной технологии непрерывного гидрирования, разработка микроканального реакторного оборудования и т. д.
“Зеленая” нефтехимия и промпарки. При этом подчеркивается, что развитие нефтехимии будет экологичным. Добиваться этого китайцы будут разными методами – от перехода на “зеленую” энергетику нефтеперерабатывающими и углехимическими заводами до развития биохимической промышленности. Будет увеличена доля экологически чистых продуктов в производстве удобрений, шин, покрытий, клеев и красителей. Китай также развивает регенерацию и переработку отходов пластика, резины и биоразлагаемых пластмасс.
Сегодня в Китае действует три уровня экологических норм с разными стандартами для химии. Дело в том, что многие нефтехимические предприятия расположены в районах с высокой концентрацией населения. Их будут выносить из центра городов, а малые НПЗ (“самовары”) закрывать для сокращения выбросов.
Центрами концентрации новых нефтехимических проектов станет около 70 созданных химических парков. В парках будет присутствовать инфраструктура для безопасного низкоуглеродного и безотходного производства.
Кроме того, в программе сделан упор на инновационную систему “Три в одном”. Она объединяет ключевые лаборатории, инновационные центры в ключевых областях, научно-исследовательские институты. К примеру, недавно был создан Союз инноваций района Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао. Его инициаторами выступили Шэньчжэньская ассоциация науки и технологий, частная инвестиционная компания Tencent, Китайский университет Гонконга, Университет науки и технологий Макао.
Правительство КНР ставит задачу для крупных предприятий по увеличению инвестиций в НИОКР до 1,5% от выручки. Для сравнения: в татарстанских компаниях этот показатель значительно меньше. В Китае также получат поддержку региональные инициативы по строительству пилотных испытательных баз. Отдельные российские регионы также идут по пути их создания, причем они встроены в программы развития научных центров. Так, в 2026-2028 гг. Институт катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения РАН должен пустить Центр коллективного пользования катализаторов.
В этом году Кабардино-Балкарский госуниверситет откроет Инжиниринговый центр передовых материалов и технологий. Там введут опытно-промышленный участок по производству суперконструкционных полимеров, композиционных термопластичных материалов на их основе, филаментов (пластиковых нитей для 3D-печати), пластификаторов, пропиток для текстиля (аппретов) и других добавок. Проект реализуется в рамках проекта “Приоритет 2030” в консорциуме с АО “Композит” госкорпорации “Роскосмос”.
В Татарстане одной из инициатив программы развития нефтегазохимического комплекса также является формирование опытно-промышленной инфраструктуры. Но пока созданы только отдельные элементы. Комплексного подхода в данной сфере нет.
Вырастить “цифровых чемпионов”. Пока китайская продукция часто уступает по качеству аналогам из Европы, США и Кореи. В КНР занимаются этой проблемой с 2015 г., когда была утверждена программа “Сделано в Китае”. На региональном уровне реализуется программа “3 продукта”. Она призвана расширить ассортимент и повысить качество потребительских товаров, а также содействовать развитию новых региональных брэндов. К примеру, провинция Хэнань будет помогать выращивать “единичных чемпионов” в обрабатывающей промышленности, содействовать гибкому производству и развитию креативного дизайна.
В рамках четырнадцатой пятилетки Китай заложил амбициозные цели по превращению в самодостаточный технологический и производственный центр в нефтехимии. Поэтому руководством республики активно продвигается цифровая трансформация нефтехимии. Под этим подразумевается интеграция в производство 5G, “больших данных” (big data), искусственного интеллекта, цифровых двойников; создание “островов” данных, моделирование цепочек поставок и производства и пр.
К 2025 г. в Китае собираются создать от 3 до 5 нефтехимических интернет-платформ. Они нужны, в частности, для координации цепочек поставок и единого планирования ресурсов. Для малых и средних предприятий это может дать толчок к быстрому развитию собственных цифровых возможностей за счет расширения доступа к услугам.
В этом году поддержку государства получили химические “цифровые мастерские”. Подразделения предприятий, внедряющие интеллектуальные производства, могут претендовать на господдержку. В результате средний уровень автоматизации оборудования предприятий нефте- и углехимии должен превысить 95%.
Государство нацелено на укрепление межведомственного сотрудничества и связи с регионами. Новой политикой станет “усиление гласности и реакции на общественные мнения и опасения по вопросам нефтехимии”. Власти стимулируют сотрудничество предприятий и банков. Совершенствуются стандарты качества продукции, идет формирование системы учета выброса углекислого газа. (Advis.ru/Химия Украины и мира)